Тема 1: Становление психологии как науки. Цель занятия: Выделить основные этапы становления психологии как науки. Сделать их анализ.
Форма проведения: конспект, анализ и обсуждение
Основные вопросы к теме:
1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании.
2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
3. Бихевиоризм как наука о поведении.
4. Становление отечественной психологии.
Методические рекомендации к выполнению:
1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников;
2. Обязательно конспектирование по теме;
3. Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии;
4. Приветствуется творческий подход в освещении вопросов
5. Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы .
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.,2018.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,2019.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.,2020.
4. Немов Р.С. Психология. /В трех книгах.-М.,2020.
5. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.Н. Рогов.-М.,2019.
6. Петровский А.В. Введение в психологию.-М.,2019.
7. Практикум по обшей психологии/Под ред . А.Е. Щербакова-М.,2020.
8. Психологический словарь.-2-е изд.-М.,2020.
I этап (IVв. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений. Так сформировался исторически первый предмет психологии - душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.
II этап (середина XVII в. - середина XIX в.) - психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания. В этот период были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции, стали изучать феномены сознания, опыта человека на основе самонаблюдения.
III этап (середина XIX в. - середина XX в.) - психология как наука о поведении. В это время возникает много разных "психологий" со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о "душе" и "сознании" оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.
IV этап (середина XX в. по настоящее время). Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Важным психологическим направлениям, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология. Гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Фредерик Перлз (врач-психиатр) считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, т.е. бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается "контактная граница" между индивидом и средой; у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт - Перлз считает формированием гештальта, уход - завершением. Главное, по Перлсу - это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность ситуаций , их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных поведения - клише, т.е. стереотипных взаимодействия, и игр или ролей, в которых мы притворяемся такими, какими, хотели бы быть.