Эмоции и чувства являются одной из форм отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов эмоции – это отражение не самих предметов и явлений действительности, а того отношения, в каком они находятся к потребностям человека. Эмоциональные переживания тесно связаны с поведением, практической деятельностью человека, определяя уровень активности организма и результативность деятельности. Эмоции, выражая активную сторону потребности, неизбежно включают стремление, влечение к тому, в чем нуждается человек, или избегание неприятного. Связь эмоций с деятельностью взаимная: с одной стороны, эмоциональное состояние человека влияет на деятельность, с другой стороны, деятельность влияет на эмоциональное состояние, вызывает те или иные эмоции.
Эмоции – это психические процессы, в которых человек оценивает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности. В эмоциях получают свое субъективное отражение различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и своей деятельности.
Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта, характеризующих это явление: переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; процессы в вегетативной нервной сфере (эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой и др.); поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (мимика, пантомимика, речь). С этих позиций эмоция - сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты. На нейрофизиологическом уровне эмоция определяется по электрохимической активности нервной системы, в частности коры, гипоталамуса, базальных ганглиев, лимбической системы, лицевого, тройничного нервов. На нервно-мышечном уровне эмоция – это, прежде всего, мимическая деятельность, а вторично-пантомимические и голосовые реакции. На феноменологическом уровне эмоция проявляется либо как сильно мотивированное переживание, либо как переживание, которое имеет непосредственную значимость для субъекта. Переживание эмоции может создавать в сознании процесс, совершенно независимый от познавательных процессов. Когда нейрохимические процессы через врожденные программы вызывают комплексные мимические и сомати́ческие проявления, а с обратной связи эти проявления становятся осознанными, появляется отдельная фундаментальная эмоция, которая одновременно является и мотивирующим, и смыслообразующим переживанием. Феноменологически положительные эмоции имеют врожденные характеристики, которые склонны усиливать чувство благополучия, поддерживать его и побуждать к нему. Они облегчают взаимодействие между людьми, а также понимание связей и ситуаций между объектами. Отрицательные эмоции ощущаются как вредные и труднопереносимые и не взаимодействию.
Возникновение эмоции обусловлено следующими процессами или явлениями. Во-первых, эмоциональным возбуждением, определяющим мобилизационные сдвиги в организме. Оно связано с повышением уровня активации организма, ибо сопровождается изменением скорости и интенсивности протекания психических, моторных, вегетативных процессов. Во-вторых, значением эмоциогенного события для субъекта: позитивным, негативным. Негативный эмоциональный процесс вызывается фактором, дезорганизующим протекание регуляторной деятельности. Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на устранение вредного явления. Положительный эмоциональный процесс побуждает действия, поддерживая контакт с положительным событием. В-третьих, содержанием, качеством эмоциональных процессов, их значением для субъекта. Оно может быть специфическим и неспецифическим. Специфические – обусловленные определенными потребностями (пищевые, половые, удушье). Неспецифические – субъективная оценка собственного состояния, эффективность выполняемой деятельности.
Механизмы социальной перцепции — это посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Механизмы социальной перцепции можно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия: 1) механизмы межличностного восприятия; 2) механизмы межгруппового восприятия.
Идентификация. Существует несколько толкований данного понятия.
А. А. Бодалев под идентификацией подразумевает понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой понимания другого человека. А. А. Реан считает, что это и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнера по взаимодействию. По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».
Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека.
Децентрация и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он оказывается одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.
Социальная рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напрямую зависят от субъективной значимости партнера.
Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека; как результат данного процесса; как качество отношений. Также можно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. Д. Майерс (2011) описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.
Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, на две группы: 1) внешние факторы, т. е. существующие до того, как начался процесс общения, такие как потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная близость; 2) внутренние факторы, возникающие в процессе взаимодействия. Это физическая привлекательность партнера по общению,стиль общения, фактор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).
В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей: 1) от степени типичности или уникальности поступка; 2) от социальной желательности или нежелательности поступка; 3) от того, является ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем.
Г. Келли (Келли, 1984) выделил три типа атрибуции: • личностная — причина приписывается тому, кто лично совершил поступок; • объективная — причина приписывается тому объекту, на который направлено действие; • обстоятельственная — причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.
Эмоции – это психические процессы, в которых человек оценивает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности. В эмоциях получают свое субъективное отражение различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и своей деятельности.
Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта, характеризующих это явление: переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; процессы в вегетативной нервной сфере (эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой и др.); поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (мимика, пантомимика, речь). С этих позиций эмоция - сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты. На нейрофизиологическом уровне эмоция определяется по электрохимической активности нервной системы, в частности коры, гипоталамуса, базальных ганглиев, лимбической системы, лицевого, тройничного нервов. На нервно-мышечном уровне эмоция – это, прежде всего, мимическая деятельность, а вторично-пантомимические и голосовые реакции. На феноменологическом уровне эмоция проявляется либо как сильно мотивированное переживание, либо как переживание, которое имеет непосредственную значимость для субъекта. Переживание эмоции может создавать в сознании процесс, совершенно независимый от познавательных процессов. Когда нейрохимические процессы через врожденные программы вызывают комплексные мимические и сомати́ческие проявления, а с обратной связи эти проявления становятся осознанными, появляется отдельная фундаментальная эмоция, которая одновременно является и мотивирующим, и смыслообразующим переживанием. Феноменологически положительные эмоции имеют врожденные характеристики, которые склонны усиливать чувство благополучия, поддерживать его и побуждать к нему. Они облегчают взаимодействие между людьми, а также понимание связей и ситуаций между объектами. Отрицательные эмоции ощущаются как вредные и труднопереносимые и не взаимодействию.
Возникновение эмоции обусловлено следующими процессами или явлениями. Во-первых, эмоциональным возбуждением, определяющим мобилизационные сдвиги в организме. Оно связано с повышением уровня активации организма, ибо сопровождается изменением скорости и интенсивности протекания психических, моторных, вегетативных процессов. Во-вторых, значением эмоциогенного события для субъекта: позитивным, негативным. Негативный эмоциональный процесс вызывается фактором, дезорганизующим протекание регуляторной деятельности. Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на устранение вредного явления. Положительный эмоциональный процесс побуждает действия, поддерживая контакт с положительным событием. В-третьих, содержанием, качеством эмоциональных процессов, их значением для субъекта. Оно может быть специфическим и неспецифическим. Специфические – обусловленные определенными потребностями (пищевые, половые, удушье). Неспецифические – субъективная оценка собственного состояния, эффективность выполняемой деятельности.
1) механизмы межличностного восприятия;
2) механизмы межгруппового восприятия.
Наиболее распространенные механизмы межличностного восприятия — идентификация, эмпатия, децентрация, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.
Идентификация. Существует несколько толкований данного понятия.
А. А. Бодалев под идентификацией подразумевает понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой понимания другого человека. А. А. Реан считает, что это и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнера по взаимодействию. По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».
Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека.
Децентрация и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он оказывается одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.
Социальная рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напрямую зависят от субъективной значимости партнера.
Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека; как результат данного процесса; как качество отношений. Также можно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. Д. Майерс (2011) описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.
Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, на две группы:
1) внешние факторы, т. е. существующие до того, как начался процесс общения, такие как потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная близость;
2) внутренние факторы, возникающие в процессе взаимодействия. Это физическая привлекательность партнера по общению,стиль общения, фактор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).
В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей:
1) от степени типичности или уникальности поступка;
2) от социальной желательности или нежелательности поступка;
3) от того, является ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем.
Г. Келли (Келли, 1984) выделил три типа атрибуции:
• личностная — причина приписывается тому, кто лично совершил поступок;
• объективная — причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
• обстоятельственная — причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.