Задание 1: «Виды общения» Студенты рассаживаются по парам и пытаются поговорить, используя лишь визуальный контакт (глазами) и слегка кивая головой. Затем выясняют, поняли ли они друг друга: - с тем, с кем мало общались в группе;
- с тем, с кем очень хорошо и постоянно общаются;
Обсуждение. Рефлексия.
Задание 2:
1 Студенты меняются парами и пытаются поговорить только пальцами рук. «Встретились, познакомились, поругались, помирились, попрощались».
- Как называется вид общения, с которого вы общались? (Вербальное)
2 Упражнение в парах. Дайте друг другу какую-нибудь полезную информацию научного характера. (Когнитивное).
3 Расскажите друг другу о своих целях. (Мотивационное).
4 Ситуация: у одного из вас настроение меланхоличное, пассивное. У другого – энергичное, бодрое, полное сил и энергии. Обменяйтесь настроениями. (Кондиционное). - - О каких ещё видах общения по содержанию мы не говорили? (материальное, деятельностное)
5 В театральном искусстве выделяют 3 основных «надстройки» или «позиции»
«над» или «сверху»
положение говорит о надменности, доминировании, завышенной самооценке, самоуверенности, возможно о некотором презрении.
«под» или «снизу»
в таком положении человек ощущает, что окружающие лучше и умнее его, самооценка занижена.
«наравне»
дружеские, товарищеские взаимоотношения, располагающие к беседе, сотрудничеству.
- Какие чувства возникали?
- Что нового вы о себе узнали?
- В какой позиции вы чувствовали себя комфортно? Уверенно?
- Какая надстройка не удалась?
Задание 3: «Интонация»
Выберите фразу или строчку из любого стихотворения. Задача: произнести фразу с интонацией, не повторяя предыдущего участника.
- К каким средствам относится интонация? (просоидика)
- Что даёт различная интонация, темп речи, скорость, паузы?
Обсуждение.
Задание 4: Тест «Умеете ли вы слушать?»
Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком, будь то ваш товарищ, сослуживец, начальник или случайный собеседник.
1 Собеседник не дает мне высказаться, постоянно прерывает меня во время беседы.
2 Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора.
3 Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
4 Собеседник никогда не улыбается.
5 Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.
6 Собеседник старается опровергнуть меня.
7 Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.
8 На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.
9 Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
10 Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
11 Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
12 Собеседник делает выводы за меня.
13 Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
14 Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.
15 Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
16 Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
17 Собеседник переигрывает, показывая,.что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
18 Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
19 Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
20 Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».
Подведем итоги. Итак, количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:
14—20— вы плохой собеседник и вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.
8—14— вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще не достает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
2—8 — вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте время высказать свою мысль полностью, при свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0—2 — вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Задание 5: «Рефлексия»
Обратная связь.