08:55 сор 45 кл РЯ 4 четв
5 класс. Русский язык. СОР ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
за разделы «Астрономия: звёзды и созвездия», «Чудеса света»
Раздел/ Тема
Цель обучения
Чтение
Астрономия: звезды и созвездия. Чудеса света.
5.СГ5. Составляет диалог-расспрос, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий» и учитывая
возрастные особенности исполняемой роли
5. 42. Определять основную мысль на основе
содержания и композиции
Критерии оценивания
Обучающийся
Составляет диалог-расспрос в соответствии с
выбранной ролью, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий»
• Передает основную мысль на основе
содержания и композиции
Уровень
мыслительных
Применение
Навык высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задание 1.
1. Прочитайте текст. 2. Выпишите слова с пропущенными буквами и вставьте
буквы.
Если в ясную, безоблачную ноч… посмотреть вверх, то взгляду предстанет
великолепная к…ртина звездного неба. Тысячи мерцающих разноцветных огоньков
складываются в причудливые фигуры, завораживая взор. В древности люди считали,
что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном н…бесном своде. Сегодня все
мы знаем, что это не фонарики,а звезды. Почему они светят и как д…леко от нас они
находятся? Как рождаются звезды и как долго они живут? Об этом наш рассказ Чтобы
понять, что такое звезда, достаточно взглянуть на наше Солнце. Да-да, наше Солнце
- это звезда! Но как же так? - спросите вы. - Ведь Солнце - большое и горячее, а
звезды такие маленькие и совсем не греют. Весь секрет в расстоянии. Солнце
находится практически «рядом» - всего-то каких-то 150 миллионов километров, а
звезды находятся так далеко, что ученые даже не используют понятие
«километры» для измерения расстояния до звезд. Они придумали особую
единицу измерения, которая называется «световой год». Звезды, которые мы
наблюдаем, различаются по цвету и по яркости. Самые «холодные» звезды имеют
красный цвет. А самые горячие - голубоватый оттенок. Наша звезда Солнце
относится к классу желтых звезд. Подсчитать даже хотя бы примерно количество
звезд во Вселенной практически невозможно. Зато людям точно известно
количество звезд, которые мы видим с поверхности Земли невооруженным глазом.
Таких звезд около 4,5 тысяч.
Задание 2.
На основе прослушанного текста составьте диалог-расспрос (по 3 реплики на
участников),
руководителя астрономического кружка и школьника (-цы),
Задание 3.
1. Составьте 2 «тонких» вопроса и 2 «тоолс
21
Критерии оценивания
Дескрипто
Обучающийся
Работает с диалогом-
составляет диалог в соответствии с речевой
расспросом, меняя позицию ситуацией, правильно оформляя его;
«говорящий» на
| составляет «тонкие» вопросы по заданной
«слушающий» и учитывая
| возрастные особенности
составляет «толстые» вопросы по заданной
показывает лексику
4
2
4
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ, слова и выражения, свойственные речи какой-либо профессиональной группы
например:
"на-гора", "штурмовщина" (в речи шахтеров)
главреж - главный режиссер;
накладка -'ошибка' (из актёрской речи) ,
косяк - "ошибка" - (из речи инженеров) ,
дворник - 'стеклоочиститель автомашины'; баранка - руль (из речи автомобилистов). .
К профессиональной лексике относятся также слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными.
Профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п.
Профессионализмы можно сгруппировать по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей, охотников, рыбаков и т. д. В особую группу выделяются техницизмы - узкоспециальные наименования, применяемые в области техники.
Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, используемых в определенном виде деятельности людей. Благодаря этому профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя.
Особо выделяются профессионально-жаргонные слова, которые имеют сниженную экспрессивную окраску.
Примеры:
у журналистов —подснежник — "человек, работающий в газете корреспондентом, но зачисленный в штаты по другой специальности"; как обозвать? - "как озаглавить (статью, очерк)? "; закурсивить (выделить курсивом) .
В редакциях газет и журналов специалист, занимающийся подбором иллюстраций, называется бильд-редактор. Бильд-редактор — это термин. Однако в реальном производственном процессе его чаще всего называют для краткости бильдом — это профессионализм, профессиональный жаргон. Бильд утоптал все фотки по макету — бесспорно, в этом предложении используется профессионализмы, но не термины.
в разговорной речи строителей и ремонтников употребляется профессиональное наименование капитального ремонта капиталка; специалисты, выстраивающие и поддерживающие компьютерные системы в фирмах, — это сисадмины.
В речи полиграфистов используются следующие профессионализмы:
концовка — графическое украшение в конце книги, забитый шрифт — стершийся, выработанный шрифт при устаревшей линотипной печати и т. п.
Журналисты заготовку будущего текста, черновик называют рыбой или собакой.
Инженеры шутя называют самозаписывающий прибор ябедником.
В речи летчиков бытуют слова недомаз, перемаз, означающие недолет и перелет посадочного знака, а также: пузырь, колбаса — шар-зонд, дать козла — жестко посадить самолет, в результате чего он подпрыгивает после касания земли и т д.
Многие из этих профессионализмов имеют оценочную или заниженную тональность. На рыболовецких судах рабочих, которые потрошат рыбу (обычно вручную) , называют шкерщиками. Банкиры в беседе между собой вместо термина автокредитование употребят слово автокреды, чиновники называют жилищно-коммунальное хозяйство коммуналкой, а социальную сферу — социалкой и т. д.