1.1. В каждом из предложений абзаца выделите основную информацию, запишите ее в форме простых предложений. 1.2. Сожмите текст до минимума, оставив только основную информацию. Запишите в тетрадь.
1.3. Составьте план аннотации. Используя речевые клише, самостоятельно составьте аннотацию статьи.
КОЧЕВОЙ ДУХ И КАЗАХСКАЯ ПЕРЕИМЧИВОСТЬ
Одна из часто обсуждаемых проблем - любовь казахов к заимствованиям чужеродного, что грозит размыванием национального менталитета, утратой национального «Я». В XIX веке, например, русские колониальные чиновники отмечали интерес казахов к русскому образу жизни, их и готовность перенимать этот образ. Сейчас казахские студенты увлеченно празднуют Хэллоуин и День Святого Валентина. Причина этого - полное разрушение кочевого уклада жизни в XX веке. Сейчас абсолютное большинство казахов живет вне кочевого уклада, в городе разрушена и родовая община. Ясно, что при таком коренном изменении уклада нация должна искать новые формы жизни, в массе заимствуя их у других народов. 178 Можно провести такую параллель: когда-то наши предки привозили девушек-невест со всех краев огромного континента, усыновляли и мальчиков, забирая их у побежденных народов. Находясь в чисто казахской среде, эти дети становились казахами. Но сейчас среда такова, что дети в основной массе своей вырастают чужими родной культуре. Сейчас, когда кочевой дух, духовная традиция кочевников стали чем-то абстрактным, казахи оказываются под угрозой ассимиляции из-за своей склонности к переимчивости, из-за своего интереса к чужому. Необходимо у оседлых наций учиться закрытости, четкому разделению «своего и чужого», привязанности к «своему». У оседлых наций большинство воспитывается в абсолютной уверенности превосходства своего собственного, и лишь численно небольшая интеллектуальная элита открыта чужому культурному опыту, выбирая в нем наиболее полезное для будущего нации, вводя это полезное в национальную жизнь умеренными дозами и в приемлемой форме. Нам необходимо учиться именно этому. Вместе с тем, так же необходимо вырабатывать какой-то новый жизненный уклад и стиль жизни, соответствующие современной жизни, и в то же время позволяющие нам оставаться самими собой. (по З.Наурызбаевой).
Задание 1. Орфографические ошибки и верное написание:
беспрецеНдентный (беспрецедентный), дермаНтин (дерматин),
дикоОбраз (дикобраз), юрисТконсульт (юрисконсульт),
поДскользнуться (поскользнуться), прецеНдент (прецедент),
скУрпулезный (скрупулёзный), инциНдент (инцидент),
компромеНтировать (компрометировать),
конкурентНо конкуренто
будуЮщий (будущий), жаждуЮщий (жаждущий),
чЕрезвычайный (чрезвычайный),
милостЛивый (милостивый государь).
**Буква-ошибка выделена заглавным шрифтом
(в скобках верное написание)
__
Задание 2. Нормативное произношение (Е/Ё):
афЕра, бытиЕ, житиЕ, гренадЕр, манЁвры (доп. манЕвр),
наЁмник, зЕв, опЕка, осЕдлый, осЁдланный, преЕмник,
местоимЕнный (доп. местоимЁнный), недоумЕнный,
иноплемЕнный, безнадЁжный, блЁклый (доп. блЕклый),
белЁсый (доп. белЕсый), трёхведЁрный (доп. трёхвЁдЕрный),
берЁста (доп. береста´), жЁрнов, осЁтр, жЁлчь (доп. жЕлчь),
жЁлчный (доп. жЕлчный), смЁтка быстро соображать, рассчитывать’), платЁже бесшЁрстный, жЁрдочка,
щЁлочка, зацвЕтший, клЁст, наречЁнный, остриЁ, платЁж,
никчЁмный, облЁкший, обнЁсший, одноимЁнный, планЕр (доп. планЁр),
предрЁкший, ремЁнный, старьЁвщик, тетЁрка (‘самка тетерева’),
решЁтчатый (и решЕтчатый), отымЁнный, поимЁнный,
побасЁнка (‘анекдот из народной жизни’), сЁрфинг, кЁрлинг.
__
Задание 3. Произношение согласного перед буквой Е
Всегда твердый перед Е:
шатен [тэ], термос [тэ], бутерброд [тэ], кашне [нэ], свитер [тэ],
фланель [нэ], орхидея [дэ], панель [нэ], пастельные [тэ] тона,
партер [тэ], сонет [нэ], темп [тэ], тембр [тэ], штемпель [тэ],
энергия [нэ], компьютер [тэ], индексация [дэ], интеграция [тэ],
идентичный [дэ], тенденция [тэ, дэ], нейрохирург [нэ], стресс [рэ],
сервис [сэ], бизнес [нэ], бартер [тэ], менеджмент [мэ, нэ, мэ],
менеджер [мэ, нэ], продюсер [сэ], резюме (ре) [мэ], тезис [тэ],
тест [тэ], синтез [тэ].
__
Всегда мягкий перед Е:
Одесса [де], брюнет [не], крем [ре], шинель [не],
фанера [не], музей [зе], тенор [те], бенефис [не],
кларнет [не], пресса [ре], прессинг [ре], патент [те],
депозит [де], юриспруденция [де], академия [де],
компетенция [те], термин [те], эссенция [се].
__
Возможен как твердый, так и мягкий перед Е:
бассейн ([се] предпочтительнее), крепдешин [ре, де] и [рэ, дэ],
сейф [се] и [сэ], бандероль [дэ] и [де], ретро [рэ] и [ре],
кредо [ре] и [рэ], терапевт [те] и [тэ],
депрессия [де, ре] (доп. [дэ, рэ]), стратегия [те] (доп. [тэ]),
декан [де] (доп. [дэ]), сессия [сэ] и [се].
__
Задание 4. Случаи произношения буквосочетаний ЧН, ЧТ, соответствующие орфоэпической норме современного русского литературного языка:
Коне[шн]о, наро[шн]о, деви[шн]ник, праче[шн]ая (и праче[чн]ая), Ильини[шн]а, трое[шн]ник, моло[чн]ый, було[шн]ая (и було[чн]ая), порядо[шн]ый (и порядо[чн]ый); серде[чн]ый приступ, шапо[чн]ая мастерская, шапо[шн]ое знакомство; нé[чт]о, [шт]о, ни за [шт]о.
__
НЕВЕРНО:
ску[чн]о, яи[чн]ница, горчи[чн]ик, земляни[шн]ый;
моло[шн]ик, друг серде[чн]ый, [ч]то-то
__
Задание 5. Третье лишнее (подчеркнуто):
• Звони´шь, ко´рмишь, ро´ешь.
• Уро´нишь, уви´дишь, включи´шь.
• Зелене´ть, пле´сневеть, красне´ть.
• Ваго´нный, ку´хонный, телефо´нный.
• Украи´нский, та´ллиннский, берли´нский.
• А´либи, жалюзи´, шасси´.
• Вы´говор, догово´р, пригово´р.
• Обеспе´чение, ограниче´ние, увеличе´ние.
• Некроло´г, по´лог, проло´г.
• Избало´ванный, раско´ванный, тони´рованный.
• Вы´рвал, кварта´л, порта´л.
• Щаве´ль, брю´ква, свёкла.
• Ще´бень, цеме´нт, проце´нт.
• Столя´р, гравёр, те´хник.
?• Углуби´ть, усугуби´ть. (Какое третье? Оно и лишнее)
• Новорождённый, осуждённый, надло´мленный.
Наречия как члены предложения
1. Солнце жгло по-вчерашнему(_._), воздух был неподвижен и уныл.
по-вчерашнему – обстоятельство
2. На берегу стояло несколько верб, но тень от них падала не на землю, а на воду, где(_._) пропАдала даром(_._), в тени же под возами было душно(═) и скучно(═).
где (местоименное наречие), даром – обстоятельства
душно и скучно – предикативные наречия (категория состояния) – части сказуемого
3. Вода, /голубая оттого/(~~), что в ней отрАжалось небо, страсТно(_._) манила к себе.
оттого (местоим. наречие) – часть обособленного определения
страстно – обстоятельство
4. Описав в воздухЕ дугу, Егорушка упал в воду, глубоко(_._) погрузился, но дна не достал; какая-то сила, /холодная и прИятная
на ощупь/ (~~), подхвАтила его и понесла обратно(_._) наверх(_._).
глубоко, обратно, наверх – обстоятельства
на ощупь – часть обособленного определения
5. Опять(_._) та же сила, не давая Егорушке кОснуться дна и побыть в прохладЕ, понесла его наверх(_._), он вынырнул и вздохнул так глубоко(_._), что стало просторно(═) и свежо(═) не только в груди, но даже в животе.
опять, так(мест.нар.) глубоко, наверх – обстоятельства
просторно и свежо – предикативные наречия (категория состояния) – части составного сказуемого
__
**Пропущенные буквы обозначают разные виды орфограмм.
- «Безударная гласная в корне»:
отрАжалось – непроверяемая;
подхвАтила (подхвАтит), пропАдала (пропАсть) – проверяемая;
кОснуться (-кос-, т.к. нет Λ- а-) – чередующаяся.
- «Непроизносимая согласная»:
страсТно (страсТЬ).
- «Буквы е/и в безударных падежных окончаниях сущ-х»:
в воздухЕ (2-е скл., П.п.), в прохладЕ (1-е скл., П.п.).