1.3. Представьте, что в очередном номере школьной газеты необходимо поместить замет- ку о пользе «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Тихонова.
Но вводная статья к словарю, написанная самим А. Тихоновым, очень большая (см. ниже).
Вы должны её сжать примерно на 2/3, сохранив основную мысль, важные детали и аргумен-
ты, которые автор приводит для доказательства основной мысли.
Прочтите исходный текст первый раз и выполните следующие действия:
е определите основную мысль текста;
выделите ключевые слова в каждой микротеме. По ним обобщите содержание ми-
кротемы;
• озаглавьте каждую микротему и запишите план.
1) Бабушка пригласила (=) нас (_ _ _) в гости (_._._), и мы испекли (=) ей (_ _ _) вкусное (~) печенье (_ _ _).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, союзное:
1-ое: двусоставное, распространённое, полное.
2-ое: двусоставное, распространённое, полное.
Схема: [ _ = ], и [ _ = ].
2) Солнце ярко (_._._) светило (=), но снег ещё (_._._) не таял (=).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, союзное:
1-ое: двусоставное, распространённое, полное.
2-ое: двусоставное, распространённое, полное.
Схема: [ _ = ], но [ _ = ].
Колесо. С этим открытием тесно связана и Повозка. Ученые полагают, что прообразом колеса стали катки, которые подкладывали под камни и стволы деревьев при их транспортировке. Наверное, тогда кто-то наблюдательный и подметил свойства вращающихся тел. Так, если бревно-каток в центре было тоньше, чем по краям, то он передвигалось более равномерно, не отклоняясь по сторонам. Люди подметили это, и появилось при именуемое ныне скатом. Со временем конструкция менялась, от цельного бревна остались лишь два валика на концах, соединенных осью. Позже их вообще стали изготавливать отдельно, скрепляя лишь потом. Так и было открыто колесо, которое тотчас же стало применяться в первых повозках. Последующие века и тысячелетия люди немало потрудились над улучшением этого важного изобретения. Сначала сплошные колеса были жестко соединены с осью, вращаясь с ней. Но на повороте тяжелая повозка могла сломаться. Да и сами колеса были несовершенными, их первоначально выполняли из цельного куска дерева. Это приводило к тому, что первые повозки были довольно медленными и неповоротливыми, а в них запрягали сильных, но неторопливых волов. Крупным шагом в эволюции стало изобретение колеса со ступицей, насаженной на неподвижную ось. Чтобы уменьшить вес самого колеса в нем придумали вырезать надрезы, укрепляя для жесткости поперечными скрепами. В эпоху каменного века лучшего варианты создать было невозможно. А вот с приходом в жизнь человека металлов колеса получили металлические ободы и спицы, оно смогло вращаться в десятки раз быстрее и уже не боялось камней и износа. В повозку стали впрягаться быстроногие лошади, скорости заметно возросли. В итоге колесо стало открытием, которое дало самый мощный толчок развитию всей техники.