(1) Африканцы — очень музыкальный народ. (2) Музыка для них — это сама жизнь, с её радостями и горестями. (3) Каждому уголку Африки присущи
свои особенности, свои музыкальные инструменты, выношенные и
утверждённые временем. (4) Вот виола — музыкальный инструмент народа
макуа. (5) Что-то вроде однострунной гитары: высушенная тыква с натянутой на
неё змеиной кожей. (6) Струна изготавливается из растительных волокон. (7)
Играют на виоле соло, иногда сопровождая некоторые традиционные песни и
танцы.
(8) Изогнутые рога различных животных у многих народов Африки играют роль
своего рода кларнетов. (9) Есть простейшие инструменты
воспроизводить только одну ноту, есть более сложные, в виде спирали,
воспроизводящие несколько нот, слышимых на расстоянии нескольких
километров. (10) В силу этого обстоятельства используют их ещё в качестве
сигнальных труб для сбора людей или отпугивания диких животных.
(11) У народа саранга существует так называемое пианино: к деревянному
ящику-резонатору прикрепляются металлические пластины. (12) Играют на
таком “пианино” указательным и большим пальцами.
(13)Хорошо известны европейцам маракасы — высушенные тыквы,
заполненные семенами.
(14)Посмотрите на африканского танцора — вы увидите на запястье его рук, на
лодыжках, на поясе множество сушёных тыкв. (15) На них танцор сам себе
отбивает ритм.
(16) Поистине невозможно перечислить все музыкальные инструменты Африки.
(17) Их великое множество. (18) И главное, конечно, ритм. (19) Было бы
хорошее настроение, а музыку можно извлечь из любого подручного материала:
из сковородки или кастрюли, из бамбуковой или простой палки, можно,
наконец, отбить такт ладонями.
1 В каком из перечисленных предложений нет притяжательного
местоимения?
1) предложение 2
2) предложение 3
3) предложение 7
4) предложение 14
А 2 В каком варианте ответа правильно перечислены все местоимения, которые
изменяются по родам, числам и падежам ?
А. Что-то (предложение 5)
Б. Несколько (предложение 9)
В. Таком (предложение 12)
Г. Этого (предложение 10)
1) А,Б
2) Б,В
3) В,Г
4) А,Г
А3 Укажите верную морфологическую характеристику местоимения каждому
(предложение 3).
1. определительное местоимение, единственное число, мужской род,
родительный падеж
2. определительное местоимение, множественное число, дательный падеж
3. определительное местоимение, единственное число, мужской род,
дательный падеж
4. указательное местоимение, единственное число, мужской род, дательный
падеж
А4 Какое из перечисленных местоимений склоняется как прилагательное?
1. Вы (предложение 14)
2. Себе (предложение 15)
3. Своего (предложение 8)
4. Для них (предложение 2)
А 5 Каким членом предложения является местоимение свои(предложение 3)
1. Дополнение
2. Обстоятельство
3. Сказуемое
4. Определение.
¬ приставка
∩ корень
∧ суффикс
☐ окончание
подоконник☐: ¬ под + ∩ окон + ∧ ник + нулевое окончание. Основа: подоконник.
платье-костюм☐: ∩ плать/☐е + ∩ костюм
переписка: ¬ пере + ∩ пис + ∧ к + ☐ а. Основа: переписк.
предместье: ∩ предмесь + ☐ е. Основа: предместь.
исподлобья: ¬ ис + ¬ под + ∩ лобь + ∧ я. Основа: исподлобья.
безнравственный: ¬ без + ∩ нравственн + ☐ ый. Основа: безнравственн.
отвязать: ¬ от + ∩ вяз + ∧ а , ть. Основа: отвяза.
отвязанный: ¬ от + ∩ вяз + ∧ а, нн + ☐ ый. Основа: отвязанн.
клинчанин: ∩ клин + ∧ чанин. Основа: клинчанин.
трёхэтажный: ∩ тр (интерфикс ёх) + ∩ этаж (∧ н/ ☐ ый). Основа: трёхэтажн.
взгорье: ¬ вз + ∩ горь + ☐ е. Основа: взгорь.
стихосложение: ∩ стих + соединительная гласная О + ∩ слож/∧ ени/
☐е. Основа: стихосложени.
подранок☐: ¬ под + ∩ ран + ∧ ок. Основа: подранок.
сверхсложный: ¬ сверх + ∩ сложн + ☐ ый. Основа: сверхсложн.
наперегонки: ¬ на + ¬ пере + ∩ гон + ∧ к, и. Основа: наперегонки.
влияние: ∩ влия + ∧ ни +☐ е. Основа: влияни.
грушевый: ∩ груш + ∧ ев + ☐ ый. Основа: грушев.
нефтепровод: ∩ нефт + соединительная гласная е + ¬ про/ ∩вод. Основа: нефтепровод.
гордость☐: ∩ горд + ∧ость. Основа: гордость.
превеликий: ¬ пре + ∩ велик + ☐ ий. Основа: превелик.
безжалостный: ¬ без + ∩ жал + ∧ ост, н + ☐ ый. Основа: безжалостн.
Словообразовательный разбор:
платье-костюм → платье + костюм: сложение двух слов.
сверхсложный (¬/∩/☐) → сложн/ый (∩/☐) → сложн/ость (∩/∧): приставочный.
влия/ни/е (∩/∧/☐) → влия/ть (∩/∧): суффиксальный.
груш/ев/ый (∩/∧/ый) → груш/а (∩/☐): суффиксальный.
без/жал/ост/н/ый (¬/∩/∧/∧/☐) → жал/ость (∩/∧) → жал/е/ть (∩/∧/∧): приставочно-суффиксальный.
- Здравствуй, красная девица! Куда идёшь?
- Я иду, свой венок ищу,-отвечает Маша.
- Отгадай наши загадки, и мы твой венок найдём. Согласилась Маша на этот уговор-условие. Вот добрые молодцы и загадывают: Что без огня горит? Что чаще лесу? Что шумит без приметы? Что бежит без прогону? Что цветёт без расцвету? Что растёт без коренья? Что в воде лежит да не тонет? Не долго думала Маша, отгадала все загадки, рассказывала: Солнце без огня горит. Звёзды на небе чаще лесу. Ветер шумит без приметы. Вода бежит без прогону. Ель цветёт без расцвету. Камень растёт без коренья. Тень в воде лежит да не тонет.
- Добро-хорошо отгадала ты наши загадки, говорят молодцы.- А знаешь ли
ты, красная. девица, кто мы такие, куда идём и что делаем?
- Нет,- отвечает Маша.
- Мы -сыновья матушки Осени: буйный Ветер, шибкий Вихорь и дробный
Дождь. Мы наперёд матушки идём, дорогу метём. По дубравам ходим гуляем,
деревья раздеваем, цветьё да листьё срываем, в землю зарываем. Это мы у
тебя свадебный венок унесли. Да за твою смекалку, догадливость мы венок тебе
принесём. Пошли Ветер, Вихорь и Дождь и скоро принесли венок. Только Маша
надела его на голову, на русую косу, как вдруг венок голубой стал золотой. Так
матушка богатая Осень её наградила - свадебным подарком подарила.