(1)байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. (2)редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на байкале, словно ввиду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. (3)ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду. (4)нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в неё: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесёт над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернёшься ты с удесятерённой надеждой: там, впереди, обетованная )а очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие (6)ни учесть, ни пометить его нельзя, его опять таки можно только почувствовать в себе, но с нас достаточно и того, что оно существует. (7)вернувшись однажды с прогулки, л. н. толстой записал: (8)«неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (9)всё недоброе и в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра». (10)природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек. (11)и как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока ещё рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли крепится наше благоразумие и благодеяние? ! (12)это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. (13)и разве все мы не слышим этот зов? (14)когда то эвенк на берегу байкала, перед тем как срубить для надобности берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки зато, что вынужден её погубить. (15)теперь мы стали иными. (16)и
всё таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесённую уже не над берёзкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им? ! (17)за добро добром, за милость милостью — по извечному кругу нравственного (18)байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. (19)он никогда не отказывался человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасорённым, а жизнь в нём и вокруг него — неиспорченной. (20)это прежде всего необходимо нам. (21)байкал, (22)он давно уже стал символом наших отношений с природой, и оттого, быть или не быть в чистоте и сохранности байкалу, зависит ныне слишком многое.
(в. распутин)
ответы к b1 – b3 запишите словами.
в1. укажите образования слова сохранность (предложение 22).
в2. выпишите из предложений 1–4 частицы.
в3. укажите вид подчинительной связи в словосочетании вернувшись с прогулки (предложение 7).
ответы к в4 – в8 запишите цифрами.
в4. среди предложений первого абзаца найдите предложения с вводными словами. укажите номера этих предложений.
в5. среди предложений 18–22 найдите предложение, осложнённое приложением с уточняющим значением.
в6. среди предложений 10–17 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением частей.
в7. найдите в первом абзаце предложение, связанное с предыдущим при лексического повтора и инверсии. укажите номер этого предложения.
в8. прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя а29–а31, в1– в7. в этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«в начале третьего тысячелетия человечество задумалось над проблемой сохранения природы и окружающего нас мира. валентин распутин, родившийся в сибири, воочию убедившийся в том, что грозит нашей природе, пишет о байкале, называя его батюшкой и символом наших отношений с природой. острый публицистический пафос текста создается использованием __ (предложения 5, 8, 11, 16), и нощно, возвращаем сторицей), __ , как языковых, так
и контекстуальных (в предложениях 1, 6, 10). яркими синтаксическими приёмами стали __ (в начале 2, 4 предложений)».
список терминов:
1) инверсия
6) публицистическая лексика
2) парцелляция
7) анафора
3) литота
8) сравнение
4) антонимы
9) риторические вопросы и восклицания
5) фразеологизмы
Шторм на море
Летом мы всей семьей любим ездить на море. Если погода выдастся удачной, то такой отдых обычно приносит только радость. Но порой случается так, что на побережье приходят шторма, и тогда не остается ничего другого, как отменить все походы на пляж и остаться в номере отеля до тех пор, пока не стихнет ветер и в небе опять не появится солнце.
Удивительно, но шторм на море порой приходит совершенно неожиданно. Еще с утра может быть чудесная погода, а потом вдруг налетает буря и волны начинают с силой биться о берег, становясь все выше и все опаснее.
Иногда в такую погоду отчаянные отдыхающие пытаются еще играть с волнами, ныряя под них и тем самым проверяя себя на прочность. Но такие шутки могут привести к очень серьезным последствиям, ведь волна может унести человека на большое расстояние от берега, и тогда он просто не сможет выплыть обратно