(1)Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. (2) Его правое крыло безжизненно повисло. (3) Браконьер лишил птицу самого дорогого – полета. (4)Лебедь неподвижно лежал в камышах. (5) Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. (6) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (7)Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (8) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (9) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки. (10)Я приплыл в залив рано утром. (11)Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. (12)Решил обследовать камыши. (13)Тут и нашел подбитую птицу. (14)Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (15)На другой день я снова появился на маленьком островке. (16)Обошёл его, убедился – хищников нет. (17) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия». (18) Весь месяц плавал к лебединому острову. (19)Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (20) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (21)Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (22)Я знал, что Лотосу никогда не придется летать – крыло было перебито. (23)Пришла осень. (24)Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (25)А в это время начался отлёт птиц. (26) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (27) Лилия тревожно прислушивалась к ним. (28)На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. (29) Лебёдушка волновалась, но вскоре приплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (30)Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо». (31)А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (32)Её пел красавец Лотос. (33)Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни! (К. Хромов) В1. Определите тип речи и стиль текста. 1. описание, разговорный стиль 2. рассуждение, публицистический стиль 3. повествование, художественный стиль 4. описание, научный стиль В2. В каком предложении наиболее ясно выражена основная мысль текста? 1 20 8 31 ответы к заданиям В3 – В6 запишите словами В3. Из предложений 3-4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. В4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное при СЛОЖЕНИЯ. В5. Из предложения 12 выпишите сказуемое. В6. Из предложения 27 выпишите обстоятельство образа действия. ответы к заданиям В7 – В9 запишите цифрами В7. Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите его номер. В8. Среди предложений 1-8 найдите односоставное. В9. Среди предложений 18-20 найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием с зависимыми словами.
3. возможность (какая?) понаблюдать, несогласованное, выражено инфинитивом.
5. под кустами( какими?) ивы, несогласованное, совмещает значение дополнения, выражено существительным с предлогом,
6.тоскливые - согласованное, выражено прилагательным,бесконечная - согласованное, выражено прилагательным,
7. любимую - согласованное, в клеточку - несогласованное, выражено существительным с предлогом, совмещает признаки дополнения.
Научный терминрусского языка, который изучает процесс образования, складывания слов иззначимых частей, значения идущие от основы слова ( то есть корней, суффиксов иприставок), изучается лексегологией и словообразованием. Значениями окончанийзанимается морфология. Морфологией называют науку о формах (по-гречески морфэи есть форма) слов, об их изменяться, например, склоняясь илиспрягаясь.
А теперь рассмотрим словообразования.
1. Суффиксальный — суффикс присоединяется к основепроизводящего слова. Например: школа — школьник, дом — домик, речка — реченька.
2. Приставочный — приставка присоединяется к целому производящему слову. Например:играть — поиграть, бегать — выбегать, бить — разбить.
3.Постфиксальный — постфикс присоединяется к целому производящему слову. Например: смотреть — смотреться, учить — учиться,ссорить — ссориться.
4.Приставочно-суффиксальный — приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова. Например: река — заречный, город - пригородный, море — приморский, кровать — прикроватная.
5.Приставочно-постфиксальный — приставка и постфикс одновременно присоединяются к целому слову.Например: мыть — помыться, любить — влюбиться.
6.Суффиксально — постфиксальный — суффикс и постфикс к основе слова. К примеру: ветвь — ветвиться, красота — красоваться.
7.Переход из одной части речив другую — перейдя из одной части речи вдругую слово меняет свои морфологические и синтаксические свойства: становитьсядругой частью речи и другим членом предложения. Например: диспетчерская (прил.)- диспетчерская (сущ.).
8.Слияниенескольких слов — слово образуется путём слияния целых слов, . Например: радио, станция — радиостанция; зерно, сушка — зерносушка; кино, театр — кинотеатр.
9.Сложение — соединительная морфема, которая объединяет основу слова и целое слово.Например: вагон, ресторан: вагон-ресторан; юг, восток: темный, зеленый — тёмно-зелёный.
10.Сложениев сочетании с суффиксальным слово образуется путём сложениянескольких слов с одновременным присоединением суффикса. Например: железнаядорога — железнодорожный, сто лет — столетний, пять лет — пятилетний.