(1) бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливостью в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (2) говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (3) грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (4) это происходит полусознательно. (5) я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (6) в основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. (7) «плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них. (8) по-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (9) ведь он уверен, что его слово и так весомо. (10) наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (11) и по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (12) учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (13) но хоть и трудно – это надо, надо. (14)наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (по д.с.лихачёву) а1. какое из высказываний не соответствует содержанию текста? 1) язык является важнейшей частью нашего общего поведения в жизни. 2) научиться хорошей, интеллигентной речи невозможно. 3) сильный, уравновешенный человек не будет без необходимости громко говорить, кричать, ругаться. 4) грубость в языке, в манерах – признак слабости, а не силы. а2. в каком предложении отражена основная мысль текста? 1) 2; 2) 5; 3) 12; 4) 14 а3. в каком из предложений автор использует синонимы? 1) 2; 2) 3; 3) 10; 4) 13 а 4 значение какого слова определено неверно? 1) ирония (2) – скрытая насмешка. 2) циничный (6) – наглый, грубый, неприличный. 3) интеллигентная (12) – культурная, выразительная, спокойная. 4) личность (14) – фамилия, имя, отчество человека. в1. из предложений 1 – 5 выпишите существительное, которое не употребляется без не. в3. из предложений 6 – 9 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне. в4. из предложений 7-9 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «в отыменных прилагательных, образованных от основы на -н при суффикса –н- , пишется нн». в5. определите тип односоставного предложения № 12 в8. замените словосочетание неряшливость в одежде (предложение 1), построенное на основе , синонимичным словосочетанием со связью согласование. напишите получившееся словосочетание. в9. среди предложений 10 – 14 найдите такие, в которых тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. запишите номера этих предложений. в10. среди предложений 8-11 укажите то, в котором есть однородные определения. напишите его номер. в 11 из предложения 2 выпишите его грамматическую основу. в 12 сколько грамматических основ в предложении 5? напишите ответ цифрой.
1. 1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) предмет;
б) признак;
в) действие.
2.Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
а) медленный, верное, желтизна, белеть;
б) медленный, верное, желтый, белый;
в) медленный, верность, желтый, белый;
г) медлительность, белый, верность, желтый.
2. 3.Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – ем:
а) на дальн…м острове, в вечерн…м небе, в дремуч…м лесу;
б) в сине…м небе, весенн…м днем, о прежн…м пути;
в) о весенн…м дне, в син…м платке, тих…м утром.
3. 4.В какой строчке все слова пишутся на конце без Ь?
а) шалаш.., могуч.., хорош.., стереч..;
б) из-за туч.., пахуч.., сбереч.., луч..;
в) багаж.., хорош.., овощ.., возле дач.. .
5.Прилагательные в полной форме являются в предложении как правило:
а) подлежащим;
б) определением;
в) дополнением.
6.Прилагательное в краткой форме является:
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) определением.
7.Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) какой? чей?
б) кто? что?
в) что делать? что сделать?
4. 8.Буква О пропущена в окончании прилагательных:
а) к чуж…му берегу; больш…го дома
б) погож…го вечера; могуч…го воина
в) старш…му брату; хорош…го друга
9.Окончание –ей(-ой) имеет прилагательное:
а) красив…й цвет;
б) мелк…й бассейн;
в) младш…й сестрой.
10. Имена прилагательные изменяются:
а) по лицам и числам;
б) по родам ( в ед. ч. ), числам, падежам.
в) по числам и падежам.
11. Укажите предложение, в котором есть имя прилагательное.
а) В лесу на дорожках поднимался туман.
б) Внутри просторной коляски было темно,
в) Наша деревня расположена за рощей.
г) На кустах сидели воробьи и громко чирикали.
5. 23.Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
а) трудный, главное, белизна, синеть;
б) прозрачный, надёжный, желтый, белый;
в) чудесный, жадность, красный, пурпурный;
г) прозрачность, оранжевый, верность, твой
24. Найдите слово(а) с орфографической ошибкой:
а) рыжего
в) большому
б) чужего - правильное написание: чужого
г) хорошего
6. 25. Какое окончание нужно дописать? Выберите столбик:
а), б), в), г), в котором последовательно расположенные окончания соответствуют окончаниям данных прилагательных:
а) б) в) г)
синеЕ пальто яя ия ее ие
прежнЮЮ подругу ую ею юю ию
среднЯЯ полоса яя ея яя ия
у хорошЕГО друга ова ева его ого
26.У имён прилагательных отсутствует категория
а) рода б) числа в) времени г) падежа
12. Укажите словосочетание, в котором в обоих словах на месте пропусков пишется буква Е
а) в домашнЕм заданиИ
б) с великИм наслаждениЕм
в) на дальнЕй станциИ
г) о вчерашнЕй прогулкЕ
13. Укажите, на месте каких цифр пишется буква И в предложении.
Дремучи(1) л(2)са обступил(З) небольшой городок, где родился и вырос знаменит(4)й художн(5)к Иван Иванович Шишкин.
а) 1, 3, 4 б) 2, 3 в) 3, 5 г) 3, 4, 5
14.В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) свеж...го творога в) старш...го брата
б) у больш...го озера г) из дремуч...го леса
15. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным.
а) Вечерний воздух лёгок и чист.
б) Длинные тени лежат на сугробах.
в) С тихим свистом прилетели клесты.
г) Потоки солнечного света заливают поляну.
16. Укажите слово, в котором Ь на месте пропуска НЕ пишется.
а) младшая доч... в) ветер жгуч...
б) тёплая печ... г) красивая брош...
17. Укажите падеж прилагательного в данном предложении. Природа наделила этот край влажным климатом.
а) творительный в) предложный
б) дательный г) родительный
18. В каком варианте ответа на месте пропуска пишется буква И?
а) о летн...м отдыхе в) по весенн...му лесу
б) со старш...м братом г) над ближн...й сосной
19. В каких словах пишется Ь?
а) дремуч..., врач… в) хорош..., овощ…
б) плющ..., могуч… г) реч..., береч…
20. В каком варианте ответа прилагательное стоит в винительном падеже?
а) из колючего кустарника
б) скрипучим голосом
в) на зелёную ветку
г) изумительной картиной
21. В каком предложении употреблено прилагательное в женском роде?
а) Хотел бы я пожить летом в деревенском доме!
б) Вот через поле тропинка бежит в берёзовую рощу.
в) Над зелёным полем летит стая птиц.
г) У далёкого горизонта стеной стоит лес.
22. Укажите предложение, в котором нет имени прилагательного.
а) На поляне я лежу, из травы на вас гляжу.
б) В глухом лесу стоял домик лесника.
в) Ветер приносит из степи горький запах полыни.
27. Укажите прилагательное с окончанием -ей.
а) волшебн... песни в) в зимн... спячке
б) серебрист... паутину г) на весенн... солнышке
28. Укажите, какая характеристика выделенного в предложении слова неверна. Три дня дул холодный ветер.
а) холодный— это имя прилагательное
б) употреблено в мужском роде
в) стоит в винительном падеже
г) в предложении является определением
29. Укажите прилагательное с окончанием -юю.
а) весенн… капель в) на больш... перемену
б) горяч… кашу г) в дождлив… погоду
30. Укажите верную характеристику прилагательного из предложения Он жил в небольшом селе.
а) В.п., ед.ч., м.р.
б) П.п., ед.ч., ср.р.
в) Д.п., мн.ч., ж.р.
г) Т.п., ед.ч., м.р.
1) нАчал, облилАсь, цепОчка, поднЯв, нОвости, зажИло ( если речь идёт о ране), зАжило ( например заработать, живя в прислугах, отработать), создалА, тОрты, пОнял.
2) Мужской род: рельс, рояль, картофель, кенгуру.
Женский род: иваси, колибри, мышь, кольраби.
Средний род: драже, такси, пюре, купе, шоссе.
3) В
4) Б
5) Б
6) А
7)А) 5
Б) 1
В) 2
Г) 3
Д) 2
Прохлада летнего утра.
8) 1) Летнее утро легко поднимает с постели. 2) Над рекой ещё расстилается туман. 3) Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. 4) Пора отправляться за грибами.
9) Выздоравливай поскорее!
Я приглашаю тебя в воскресенье в гости.
Передайте соль.
10) Кирилл и Мефодий.
Объяснение:
В первом задании большими буквами обозначены ударения.