(1)Было это в 1944 году, накануне освобождения Пушкинских гор от фашистов. (2)На передовую прибыли профессора-пушкинисты, (3) Подполковник представил бойцам гостей и сказал: «А сейчас слово е
Пушкине произнесёт Дмитрий Дмитриевич Благой». (4)и в центре батареи появился высокий человек в
очках с толстыми стёклами, чтобы начать первую в своей жизни лекцию на артиллерийской позиции
(5) Благой смущённо улыбался, оглядывая собравшихся близорукими глазами. (6) Всен было понятно
волнение профессора. (7)Что-то необыкновенное было в том, как под этим светлын мартовским небом, в
напряжённой тишине, которая могла ежеминутно разрушиться, где огонь мог возобладать над словом,
собрались батарейцы послушать лекцию о поэте — без отрыва от своих орудий.
(8)Направляясь к вам, — начал Дмитрий Дмитриевич, — мы проезжали разрушенный Новоржев и
увидели на одной из развалин надпись: «АДІ» (9)Мы даже не очень ей удивились, так ужасна была
открывшаяся нан картина. (10)Но потом нам объяснили, что это был обломок стеклянной таблички «Детский
сад». (11) Представляете, как это страшно? (12)В ад хотят превратить нашу землю. (13) Враги задумали
растоптать всё: наши сады и нашу поэзию. (14)Но Пушкина, как и Россию, уничтожить нельзя. (15)Гоголь
сказал об Александре Сергеевиче: «В нём русская природа, русская душа, русский язык отразились в такой
же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» (16)Вслушайтесь в
эти слова, и вы осознаете всю их неоспоримость.
(17) Профессор говорил всё взволнованней. (18)Он перешёл к рассказу опушкинском наследии, (19)и
оказалось, что аудитория, собравшаяся на артиллерийской позиции, так же восприимчива и чутка, как та, к
которой он обращался в университете, (20) А необычность обстановки лишь усиливала приподнятую
настроенность лектора и слушателей, (21)и батарейцы чувствовали себя причастными к жизни великого
поэта, соучастниками того, что было здесь когда-то, (22) Все окружающее становилось своим.
(По Я. Хеленскому)
10. Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Задание 11
Почему профессор-пушкинист Дмитрий Дмитриевич Благой волновался перед выступлением на
артиллерийской позиции?
12. Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «картина» из предложения 9. Подберите и
запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении,
(9)Мы даже не очень ей удивились, так ужасна была открывшаяся нам картина.
10. План текста из трёх пунктов:
1) Вступление и описание ситуации перед выступлением профессора-пушкиниста Дмитрия Дмитриевича Благого на артиллерийской позиции.
2) Удивление и восприятие батарейцами лекции о поэте Пушкине, несмотря на военное положение и напряжённость обстановки.
3) Волна волнения профессора-пушкиниста и его рассказ об опушкинском наследии, приобщение слушателей к жизни великого поэта.
11. Профессор-пушкинист Дмитрий Дмитриевич Благой волновался перед выступлением на артиллерийской позиции, потому что:
- Он приезжал на передовую, где воины вели бои с фашистами, что создавало напряжённую обстановку и постоянную угрозу разрушения.
- Он должен был провести лекцию о поэте Пушкине среди батарейцев, которые были близоруки и не могли хорошо видеть.
- Батарейцы ожидали и слушали лекцию без отрыва от своих орудий, в условиях, где огонь мог возобладать над словом. Такая атмосфера требовала особой внимательности и умения удержать внимание аудитории.
12. Лексическое значение слова "картина" в предложении 9 - это "условие, событие, явление". Другое значение слова "картина" может быть, например, "изображение на холсте, бумаге или другой поверхности". Предложение с другим значением слова "картина": "Художник создал потрясающую картину средиземноморских пейзажей".