(1)Было это в 1944 году, накануне освобождения Пушкинских гор от фашистов. (2)На передовую прибыли профессора-пушкинисты, (3) Подполковник представил бойцам гостей и сказал: «А сейчас слово е
Пушкине произнесёт Дмитрий Дмитриевич Благой». (4)и в центре батареи появился высокий человек в
очках с толстыми стёклами, чтобы начать первую в своей жизни лекцию на артиллерийской позиции
(5) Благой смущённо улыбался, оглядывая собравшихся близорукими глазами. (6) Всен было понятно
волнение профессора. (7)Что-то необыкновенное было в том, как под этим светлын мартовским небом, в
напряжённой тишине, которая могла ежеминутно разрушиться, где огонь мог возобладать над словом,
собрались батарейцы послушать лекцию о поэте — без отрыва от своих орудий.
(8)Направляясь к вам, — начал Дмитрий Дмитриевич, — мы проезжали разрушенный Новоржев и
увидели на одной из развалин надпись: «АДІ» (9)Мы даже не очень ей удивились, так ужасна была
открывшаяся нан картина. (10)Но потом нам объяснили, что это был обломок стеклянной таблички «Детский
сад». (11) Представляете, как это страшно? (12)В ад хотят превратить нашу землю. (13) Враги задумали
растоптать всё: наши сады и нашу поэзию. (14)Но Пушкина, как и Россию, уничтожить нельзя. (15)Гоголь
сказал об Александре Сергеевиче: «В нём русская природа, русская душа, русский язык отразились в такой
же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» (16)Вслушайтесь в
эти слова, и вы осознаете всю их неоспоримость.
(17) Профессор говорил всё взволнованней. (18)Он перешёл к рассказу опушкинском наследии, (19)и
оказалось, что аудитория, собравшаяся на артиллерийской позиции, так же восприимчива и чутка, как та, к
которой он обращался в университете, (20) А необычность обстановки лишь усиливала приподнятую
настроенность лектора и слушателей, (21)и батарейцы чувствовали себя причастными к жизни великого
поэта, соучастниками того, что было здесь когда-то, (22) Все окружающее становилось своим.
(По Я. Хеленскому)
10. Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Задание 11
Почему профессор-пушкинист Дмитрий Дмитриевич Благой волновался перед выступлением на
артиллерийской позиции?
12. Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «картина» из предложения 9. Подберите и
запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении,
(9)Мы даже не очень ей удивились, так ужасна была открывшаяся нам картина.
Разбор 1
Часть речи
Часть речи слова связанный — причастие, образовано от глагола связать.
Морфологические признаки
Начальная форма: связанный (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: страдательное время, совершенный вид;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Разбор 2
Часть речи
Часть речи слова связанный — имя прилагательное.
Морфологические признаки
Начальная форма: связанный (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: качественное;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Морфологический разбор:
1.четверо - числительное
1. н.ф. - четверо
2. Морфологические признаки:простое, количественное, собирательное; в И.п.