1 часть
Прочитайте текст и выполните задания
1. С французским у меня не ладилось из-за произношения. 2) Я легко запоминал слова и обороты,
быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой
выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не
выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. 3) Я шпарил пофранцузски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью
проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. 4) Лидия Михайловна,
учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. 5) Ничего
подобного она, конечно, не слыхивала. 6) Снова и снова она показывала, как произносятся носовые,
сочетания гласных повторить - я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. 7) Все
было впустую. 8) Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. 9) Там я невольно
отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними -
хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках - paботать. 10) Но едва я оставался
один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне. 11) Никогда раньше даже на день я не
отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. 12) Так мне
было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни. 13) Хотелось только одного, мечталось об
одном - домой и домой. 14) Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за
меня. 15) При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с
ревом погнался за машиной. 16)Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и
ее, я ничего не понимал. 17) Тогда она решилась и остановила машину.
(по В.Распутину)
1. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленными обстоятельствами, выпишите номера
этих предложений
2. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
все цифры, обозначающие вводное слово.
Лидия Михайловна,
1
учительница французского,
2
слушая меня, 3
бессильно морщилась и закрывала
глаза. Ничего подобного она,
4
конечно,
5
не слыхивала. Снова и снова она показывала,
6
как
произносятся носовые,
7
сочетания гласных повторить - я терялся, язык у меня во рту
деревенел и не двигался. Все было впустую.
3. Выпишите грамматическую основу предложения №4
4. Среди предложений 12-15 найдите предложения с обособленным определением, выпишите номер
этого предложения
5. Замените разговорное слово «шпарил» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите это слово
6. Из предложений 10-15 выпишите слово с приставкой со значением «приближение».
7. Из предложений 14-17 выпишите номер предложения с сочинительной и подчинительной связью.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении №11
Мечтать о море(море,2 скл),о собаке(собака,1 скл)
2.Дарить дочери(дочь,3скл),подруге(подруга,1скл) Лилии(Лилия,1 скл)
3.Находиться в Саноторие(саноторий,2скл),в армии(армия,1скл),в музее(музей,2скл);на площади(площадь,3скл),в Сибири(Сибирь,3скл),
в России(Россия,3скл)
3.Приеэать к бабушке(бабушка,1скл),к ночи(ночь,3скл),
5.Идти по аллее(аллея,1скл),дороге(дорога,1скл),
6.Говорить о здаровье (здоровье,2скл),
о книге(книга,1скл),о фильме(фильм,2скл),
7.Купить учебники по истории(история,1скл),алгебре(алгебра,1скл),биологии(биология,1скл)
Трава×, |НЕ ОРОШЁННАЯ ДОЖДЁМ| (причастный оборот), сиротливо...
|ВНЕЗАПНО НАЛЕТЕВШИЙ| (причастный оборот) ветер× быстро затих.
Она закрывает всё небо и грозно висит над ПРИТИХШЕЙ (одиночное причастие) землёй×.
Крупный летний дождь зашумел по ЗАПЫЛЁННЫМ (одиночное причастие) листьям× деревьев.
На лугах×,
|РАССТИЛАЮЩИХСЯ ПО БЕРЕГАМ ОЗЕРА|, (причастный оборот), зазеленела ОСВЕЖЁННАЯ (одиночное причастие) трава×.
|ОМЫТЫЕ ДОЖДЁМ| (причастный оборот) деревья× ярко засверкали нарядной листвой.
Объяснение:
|~~| ×
×, |~~~|, ...