1. Частица как часть речи:
а) связывает однородные члены и предложения в составе сложного
б) обозначает признак предмета
в) отвечает на во кто? что?
г) вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола
2. Укажите формообразующую частицу:
а) не спится
б) как красиво
в) едва ли вернется
г) приехал бы
3. Укажите предложение с формообразующей частицей:
а) На полянке не было ни души.
б) Пусть никогда не будет войны.
в) Что за утро!
г) Где же он может быть?
4. Для чего могут служить смыслоразличительные частицы?
а) Для понимания смысла предложения
б) Для образования форм слова
в) Для внесения дополнительного смыслового оттенка значения
г) Для выражения отрицания или утверждения
5. Выберите предложение, в котором есть смыслоразличительная частица:
а) Вряд ли я вернусь сюда в следующем году
б) Делал бы ты домашнюю работу.
в) Странное ощущение не г) Пускай доводит дело до конца.
6. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:
а) Хочу стать таким же свободным, как птица.
б) Только один дуб не хотел подчиняться обаянию весны.
в) Было темно, но я различал деревья, людей и даже воду.
г) Вот и солнце встает!
7. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:
а) Кто не знает березового сока!
б) И все-таки мы успели на последний трамвай.
в) Почти все мальчики нашего класса ходили в баскетбольную секцию.
г) Как прекрасен этот мир!
8. Укажите предложение с отрицательной частицей:
а) Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
б) Это как раз то, что мне нужно.
в) Солнце, еще не успевшее подняться, тронуло своими лучами морскую гладь.
г) Разве так настоящие моряки поступают?
9. Укажите дефисное написание слова:
а) Я(же) охоту не любил, а часто на берегу озера с удочкой.
б) Вряд(ли) сегодня будет хорошая погода.
в) (То) не ветер ветку клонит.
г) Сделал(то) он быстро, да все неправильно.
10. В каких предложениях следует употребить частицу не?
а) Какие только мысли н.. одолевают!
б) Какие б мысли н.. одолевали, я спокоен.
в) Где он только н.. бывал, всюду ему отказывали.
г) Где он только н.. побывал!
11. Укажите предложение с частицей НЕ:
а) Так случилось, что Колька Полушкин н... разу н... с кем не ссорился.
б) Что н... пишу с тех пор — все бестолочь.
в) Он н… умел и н... пытался казаться лучше или хуже.
г) Куда н... пойдешь — везде он кавалером.
12. В каких вариантах употребляется частица ни?
а) нет покоя н.. днём н.. ночью
б) нет такой крепости, которую он н.. возьмёт
в) как н.. трудно, дело выполни
г) нельзя н.. любоваться закатом
13. НИ является частицей в предложении:
а) (Ни)какая работа не страшила нас.
б) Он все время вертелся под ногами и не давал (ни)кому покоя.
в) (Ни)один звук не доносился с той стороны.
г) Последние дни она (ни)куда не выходила из дома.
14. На месте каких цифр пишется НИ:
Человек он был прямой, н(1) в ком н(2) заискивал, денег н(3) занимал, вина н(4) пил - и глуп тоже н(5)
был, хотя образования н(6) получил н(7)какого.
а) 2, 4, 6 б) 1, 7 в) 3, 5 г) 2, 3, 4
15. Какие слова пишутся с не раздельно?
а) (не)доиграл партии
б) с утра (не)здоровится
в) (не)проясняя главного
г) (не)добился ничего
16. Какие слова имеют приставку не-?
а) обидное (не)доверие
б) (не)достаточно красив
в) долго (не)доумевать
г) (не)успевший на поезд
17. В каких словах не- входит в состав корня?
а) он (не)вежа
б) он (не)вежлив
в) разрушительная (не)нависть
г) (не)жить вместе
18. Укажите раздельное написание слова:
а) Что(бы) стать настоящим грибником, надо вставать до рассвета.
б) Что(бы) переплыть реку, мы сделали небольшой плот.
в) Что(бы) подарить другу на день рождения?
г) Что(бы) не заблудиться в лесу, надо брать с собой компас.
К сожалению, такие ситуации нередки. Доктор берёт необходимое количество донорской крови, делает операцию… и человек, к счастью На глазах происходит чудо, сотворённое умелыми руками медиков и животворящей силой алой крови благодарит докторов, медсестёр, но порой не знает, кто же ещё причастен к его выздоровлению. Он не знаком с тем, кто подарил ему силу своей крови, поделился частичкой «живой» жидкости, благодаря которой мы существуем. А этими незаметными «дарителями» являются доноры.
В переводе с латинского слово «донор» означает дарить, жертвовать. Действительно, донор – это человек, который отдаёт свою кровь другому. Даруя кровь жизнь! Мы знаем: доноры – особые люди. Они умеют жертвовать собой во имя жизни тех, кто нуждается в их Кровь как лечебное средство ничем заменить нельзя. Ещё в древности люди пытались лечить кровью животных. В сочинениях древнегреческого поэта Гомера упоминается о том, как Одиссей давал пить кровь животных теням умерших в подземном царстве, пытаясь этим вернуть им речь и сознание. С лечебной целью кровью животных пользовались и во время войн: за выступающими в бой египетскими войсками шли целые стада баранов. Кровь недаром считалась чудодейственной жидкостью, своеобразной живой водой. Вера в её целительное свойство была велика. Однако жизнь человеку могла лишь человеческая – донорская кровь, которая поистине не имеет цены!
1. По мнению историков(источник сообщения), строительство замка Нойшванштайн длилось 17 лет. 2. Оказывается(уверенность), замок Нойшванштайн в переводе с немецкого языка обозначает "новый лебединый камень". 3. Кстати(порядок мыслей), лебединым мотивом пронизана вся архитектура замка. 4. Действительно(уверенность), по образу этого замка был построен замок Спящей красавицы в Диснейленде в Париже. 5. Говорят(источник сообщения), замок вдохновил великого композитора Петра Чайковского на написание балета "Лебединое озеро".