1. Что регламентируют синтаксические нормы? 2 Охарактеризуйте порядок слов при построении предложения в русском языке.
3. При построении словосочетаний необходимо помнить об
управлении. Расскажите об этом более детально, приведите
примеры.
4. О чем необходимо помнить при построении предложения с
деепричастным оборотом?
5. Охарактеризуйте особенности построения предложения с
однородными членами.
6. Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением
предлогов. Прокомментируйте их, приведите примеры
7. Большое число ошибок в построении конструкций со связью
управление связано с влиянием близких по значению слов и их
управления. Расскажите об этом более детально, приведите
примеры.
8. Очень часто говорящий не учитывает, что в русском языке
однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное
управление. Расскажите об этом более детально, приведите
примеры.
9. Достаточно частотны в речи ошибки в использовании предлогов
в синонимических конструкциях. Расскажите об этом более
детально, приведите примеры.
10. Распространённым речевым недостатком является так
называемое «нанизывание падежей», то есть расположение
цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Расскажите об
этом более детально, приведите примеры.
11. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей (или дикторов
радио, телевидения) и опишите наиболее часто встречающиеся в
их речи морфологические ошибки.
12. Выберите одну из предложно-падежных форм.
Гарантия (на успех, успеха)
действовать
(согласно приказа, согласно приказу)
доказывать (о своей невиновности,
свою невиновность)
достигать (десяти сантиметров в ширину,
десять сантиметров в ширину)
забота (о детях, за детей)
заведующий (отделом, отдела)
заинтересованный (в разработке программы,
разработкой программы)
отведать (жаркое, жаркого)
победить (благодаря хорошей подготовки,
благодаря хорошей подготовке)
руководитель (завода, заводом)
13. Составьте словосочетания со следующими словами.
Беспокоиться – тревожиться
вера – уверенность
возмутиться – обидеться
заплатить – оплатить
идентичный – сходный
обращать внимание – уделять внимание
отчитаться – отвечать – подвести итог
рассказывать – докладывать
уделять внимание – обращать внимание
2. При построении предложения в русском языке обычно соблюдается следующий порядок слов: подлежащее - сказуемое - дополнение - обстоятельства. Однако, порядок слов может меняться в зависимости от особенностей фразы или выделения определенного слова. Также, в русском языке имеется свобода словоизменения, что позволяет менять порядок слов в предложении, сохраняя при этом его осмысленность.
3. При построении словосочетаний необходимо учитывать управление слов. Управление - это способность слова устанавливать определенные связи с другими словами в предложении. Например, существительное "книга" управляет существительным в родительном падеже, тогда как прилагательное "интересная" управляет существительным в именительном падеже. Примеры: интересная книга (правильное управление), книга интересная (неправильное управление).
4. При построении предложения с деепричастным оборотом необходимо помнить, что деепричастие обычно описывает действие или состояние одновременно с действием, описываемым главным предложением. Деепричастный оборот выполняет функцию обстоятельства. Пример: Приготовившись ко сну, я погасил свет. В этом предложении "приготовившись ко сну" - это деепричастный оборот.
5. При построении предложения с однородными членами особенностью является наличие нескольких однородных по смыслу слов или фраз, которые связываются с одним и тем же грамматическим элементом. Однородные члены могут быть соединены союзами "и", "или", "да". Пример: Я купил яблоки и груши.
6. Ошибки, связанные с употреблением предлогов, часто возникают из-за неправильного выбора предлога или его неправильного сочетания с определенным словом. Например, вместо "идти в школу" может быть сказано "идти на школу", что является ошибкой. Пример: Я еду в город, а не еду на город.
7. Ошибки в построении конструкций со связью и управлением связаны с влиянием близких по значению слов и их управления. Например, слова "помнить" и "забывать" управляют существительными в родительном падеже. Ошибка может возникнуть при неправильном выборе падежа. Пример: Я помню о договоре (правильно), Я помню на договоре (неправильно).
8. В русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление. Например, глагол "думать" управляет дополнением в винительном падеже, таким образом, "думать о чем-то". Но при изменении слова в существительное "думка", его управление изменяется: "думать о думке". Пример: Я думаю о проблеме (глагол "думать"), Я думаю о решении (существительное "думка").
9. Ошибки в использовании предлогов в синонимических конструкциях связаны с неправильным выбором предлога, который наиболее точно передал бы смысл выражаемой идеи. Например, вместо "интересоваться чем-то" может быть сказано "интересоваться о чем-то", что является ошибкой. Пример: Я интересуюсь историей (правильно), Я интересуюсь о истории (неправильно).
10. "Нанизывание падежей" - это расположение нескольких одинаковых падежных форм цепочкой в предложении. Это является ошибкой, так как каждое слово должно быть выражено одним и тем же падежом. Пример: Я вижу дома и машины (неправильно), Я вижу дома и машины (правильно).
11. При наблюдении за речью окружающих людей можно заметить различные морфологические ошибки. Например, неправильное склонение существительных или прилагательных (несогласование по падежу, числу и роду). Пример: Я поставил книги на стол (неправильно), Я поставил книгу на стол (правильно).
12. Гарантия на успех (предложно-падежная форма: на успеху). Действовать согласно приказу (предложно-падежная форма: согласно приказу). Доказывать свою невиновность (предложно-падежная форма: о своей невиновности). Достигать десяти сантиметров в ширину (предложно-падежная форма: в ширину). Забота о детях (предложно-падежная форма: о детях). Заведующий отделом (предложно-падежная форма: отделом). Заинтересованный в разработке программы (предложно-падежная форма: в разработке программы). Отведать жаркое (предложно-падежная форма: жаркого). Победить благодаря хорошей подготовке (предложно-падежная форма: благодаря хорошей подготовке). Руководитель завода (предложно-падежная форма: завода).
13. Беспокоиться - тревожиться. Вера - уверенность. Возмутиться - обидеться. Заплатить - оплатить. Идентичный - сходный. Обращать внимание - уделять внимание. Отчитаться - отвечать - подвести итог. Рассказывать - докладывать. Уделять внимание - обращать внимание.