(1) Чтобы оценить доброту и понять ее значение надо (не)пременно самому
испытать ее. (2) Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. (3) Надо
почу…ствовать как луч этой доброты овладевает сер…цем словом и делами всей жизни.
(4) Доброта пр…ходит не по обязанности не в силу долга а как дар.
(5) Чужая доброта – это теплота от которой сердце согр…вается и пр…ходит в
ответное движение. (6) Человек который однажды почувствовал доброту рано или
поз…но сам ответит тем(же).
(7) Это великое счастье почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему
волю в жизни. (8) В этот миг в эти часы человек находит в себе своё лучшее слыш…т
пение своего сердца. (9) Забывается «я» и «своё» исчезает чужое ибо оно становит…ся
«моим» и «мною», и для вражды и (не)нависти (не)остаётся места в душе.
Письменно выполните задания
1. Спишите текст, раскройте скобки, расставьте знаки препинания (все
орфограммы и пунктограммы подчеркните).
2. Определите тему и основную мысль текста. (Тема текста - … Основная
мысль - …)
3. Из предложений 1-3 выпишите слова с приставкой, в которых
правописание приставки зависит от последующего согласного звука (обозначьте
орфограммы).
4. Замените словосочетание «огонь доброты» (предложение 7), построенное на
основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
(Напишите получившееся словосочетание.)
5. Выпишите грамматическую основу из предложения 2, 5.
6. Выпишите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных
предложений, составьте схемы.
7. Объясните постановку тире в предложениях текста.
1. Спишите текст, раскройте скобки, расставьте знаки препинания (все орфограммы и пунктограммы подчеркните).
(1) Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо пременно самому испытать ее. (2) Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. (3) Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем словом и делами всей жизни. (4) Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар. (5) Чужая доброта – это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. (6) Человек, который однажды почувствовал доброту, рано или поздно сам ответит тем же. (7) Это великое счастье почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. (8) В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее слышание своего сердца. (9) Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною», и для вражды и ненависти не остаётся места в душе.
2. Определите тему и основную мысль текста. (Тема текста - … Основная мысль - …)
Тема текста: Доброта и ее значение в жизни.
Основная мысль: Человеку необходимо самому испытать и почувствовать в себе доброту, чтобы понять ее ценность и влияние на жизнь.
3. Из предложений 1-3 выпишите слова с приставкой, в которых правописание приставки зависит от последующего согласного звука (обозначьте орфограммы).
Слова с приставкой:
- пременно (приставка "пре-" перед "м" пишется с "е")
- почувствовать (приставка "по-" перед "ч" пишется без "о")
- овладевает (приставка "о-" перед "в" пишется с "о")
4. Замените словосочетание «огонь доброты» (предложение 7), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. (Напишите получившееся словосочетание.)
Синонимичное словосочетание: "пламя доброты".
5. Выпишите грамматическую основу из предложения 2, 5.
Предложение 2:
Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем.
Грамматическая основа: воспринять.
Предложение 5:
Чужая доброта – это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.
Грамматическая основа: доброта.
6. Выпишите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений, составьте схемы.
Предложение 1:
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо пременно самому испытать ее.
Вид придаточного предложения: цельное.
Схема: Главное предложение – надо испытать доброту
Придаточное предложение - чтобы оценить доброту и понять ее значение
Предложение 3:
Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем словом и делами всей жизни.
Вид придаточного предложения: образовательное.
Схема: Главное предложение - Надо почувствовать
Придаточное предложение - как луч этой доброты овладевает сердцем словом и делами всей жизни.
7. Объясните постановку тире в предложениях текста.
В предложении 5 тире ставится для выделения пояснительной вставки "это теплота". Эта вставка определяет, что чужая доброта – это именно теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.
В предложении 8 тире ставится для выделения причины того, что в конкретный миг и часы человек находит в себе своё лучшее слышание своего сердца. Тире перед фразой "В этот миг, в эти часы" указывает на причину нахождения лучшего слышания своего сердца у человека.