1. допишите предложения, опираясь на схемы предложений. а) = - и = . проворные волны набегали на берег и… ) = - , и = - . проворные волны набегали на берег и… 2. подчеркните грамматические основы. составьте схемы предложений. а) птицы цепляются лапками за ветки, добираются до шишек и шелушат их. ) в саду я увидел тюльпаны, на одном из них сидел шмель. ) березка стоит в золотых листьях, и озорной ветер играет ими. ) из леса к озеру выскочил лось, плюхнулся в воду и поплыл к острову. 3. в соответствии со схемами расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. а: «п! » приковылял заяц и сказал берегись серая шейка лиса скоро опять придет «п? » - а. неужели скоро вся река замерзнет думала серая шейка а: «п! п». серая шейка ответила уходи, лиса я не хочу с тобой разговаривать «п»,- а. ах, глупая как ты меня напугала проговорил заяц. 4. расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. найдите соответствия, соединив стрелками предложения со схемами. когда ставится двоеточие при прямой речи спросила у меня ира «п! – а, - п! » я подумал и записал в тетради перед началом каждой реплики в диалоге ставится тире «п, - а, - п». точка в предложении с прямой речью узнал я из параграфа учебника ставится после кавычек «п? » - а. ой вскрикнула ирочка я ошиблась в постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью а: «п». 5. прочитайте текст. расставьте необходимые буквы и знаки препинания в предложениях текста. выделите основы в предложениях. 1.розовое утренн__ сол_це оз_рило небо над в_рхушками д_ревьев и л_сная жизнь заметно ож_вилась. 2.зиме конец! весна пр_шла! на все г_л_са защ_б_тали птицы. 3.желт_ротые птен_чики в гнёздах жадно щ_лкали клювами мышки купались в прохладной утренней р_се белоч_ки высунулись из дупел и с интересом озирались по ст_р_нам. 4. и даже филин ра_правил крылья после долгой зимы. 5. все были рады весне! 6. все думали хор_шо, что стало св_тлее и т_плее! 5. укажите номер предложения, соответствующего схеме: [- = ], [- = ], [- = и =]. № 6. укажите номера предложений с прямой речью: №№ 7. начертите схемы предложений с прямой речью.
гмо продукты
картошка, на которую не садятся колорадские жуки;
капуста, которая не требует много воды для поливки; репчатый лук, который не
портится целый год или больше; морковка, которая не гниет. раньше таких полезных
свойств этих и других овощей и фруктов агропроизводители добивались . теперь
невиданные успехи в этой отрасли достигаются одним движением руки, перенеся
нужный ген в нужное место. таким образом при минимуме затрат ученые
людям в решении продовольственных проблем.
про гмо-продукты не без ушлых журналистов
распустили страшилки о вредном влиянии этих продуктов на организм человека. могу
вас успокоить и утешить: никакого вредного влияния не выявлено и выявлено быть
не может. эти продукты точно так же раскладываются в организме человека на
составные части, как и любая другая пища.
я просто уверен, что генная инженерия со временем подарит людям продукцию, имеющую совсем неожиданные полезные свойства, которые облегчат решение не только продовольственной, но и других насущных проблем.
временные
когда, после того как, перед тем как, как только, едва лишь, как
после того как пал будапешт и была взята вена, палатное радио не выключалось даже ночью (е. носов)
причинные
потому что, так как, из-за того что, в связи с тем что, ввиду того что, оттого что, тому что, в силу того что, вследствие того что, в результате того что, тем более что
надо добавить вытяжные стояки, потому что каждая корова испаряет дыханием десять килограммов воды в сутки (с. антонов); оттого что дощаник был наспех, крыша его в хребтине прогнулась (в. поволяев)
условные
если, то, в случае если, в том случае если, при условии что, ежели {прост.)
но как я могу проявить инициативу, если я не уважаю начальника (г. семенов); фоме фомичу приказали явиться, угрожая силою в случае отказа (ф. достоевский)
уступительные
хотя, несмотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, независимо от того что, при всем том что
вечером на "газике" приезжал инженер, и, хотя от него решительно никакой не было, в избе становилось спокойней (с. антонов)
следствия
так что, в результате чего
луша пришла в опустевшую избу, села на стул и заплакала громко, навзрыд, так что было слышно на улице (с. антонов)
цели
чтобы, для того чтобы, ради того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
он встал, чтобы уйти, но невольно задержался (л. сейфуллина)
сравнительные
как, будто, как будто, словно, также как, подобно тому как, вроде того как, как если бы
степь уходила вдаль, обширная и ровная, как море (л. соболев); на красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен (а. н. толстой)
сопоставительные (при совпадении с подчинительными союзами по формальному признаку не противопоставляемые сочинительным союзам по значению)
то, в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как, тем
чем дальше мы отходили от берега, тем ощутимей становилась качка (а. плотников)