(1)едва повзрослев, мы уже снаряжаем корабли памяти и отправляем их, как за золотым руном, в свое детство. (2)возвращается каждый на земляничную поляну, в свой классный угол, куда ставил его за провинность свой карл иванович, в свою комнату, где, как у горького, ждёт своя акулина ивановна. (3)детство – это заговор возможностей, заканчивающийся рождением характера. (4)проникнуть в тайну детства – значит в какой-то мере понять себя. (5)но как раскрыть тайну детства? (6)вот если бы наше было механизмом, уж мы бы разобрали этот механизм по частям, докопались бы до сути, узнали бы,что из чего вышло и для чего предназначено. (7)но, к сожалению, это не так, и каждый из нас, уходя из жизни, уносит с собой свою тайну. (8)люди уже привыкли мириться с этой горькой неизбежностью. (9)однако поколения и народы всё же нашли передавать свой духовный опыт друг другу. (10)иначе быть не могло. (11)человечество, как и отдельный человек, не может жить без памяти. (12)эпохи должны общаться. (13)и они общаются – через искусство. (14)никто из нас не может передать свою тайну другому. (15)и при этом мы постоянно участвуем в таком обмене, потому что природа сделала одно исключение – для тех, кто творит искусство. (16)только им удаётся хоть до какой-то степени утолить извечно мучающую человека жажду бессмертия. (17)однако, осуществляя личное бессмертие, художники осуществляют и бессмертие каждого из нас, потому что творец является как бы аккумулятором духовности. (18)после поэтов и художников остаются книги и картины. (19)с ними – некоторая надежда на познание. (20)мы получаем возможность воскрешать из мёртвых. (21)не потому ли, сколько нас ни поэты, что их биография в их стихах, мы снова и снова перечитываем письма и дневники, ловим подробности воспоминаний, как будто ждём, что обмолвится и откроет нам что-то жизненно важное? (22)чем же ещё можно объяснить беззастенчивый интерес потомства к подробностям интимной жизни художников, публикации переписки и дневников, тайну которых так свято оберегают живущие? (23)интерес к чужой жизни в своей основе эгоистичен. (24)чем пристальней мы вглядываемся в другого, тем больше узнаём себя. (25)взгляд наш обращается внутрь, мы учимся труднейшему из чтений – чтению собственной души. (по н. крыщуку)* выявить !