1)Это даётся человеку три раза в жизни. Первые два — бесплатно, а за третий придётся платить. Что это? 2)На берегу пруда сидели четыре лягушки. Одна из лягушек захотела нырнуть в водоём. Сколько лягушек остались сидеть на берегу?
3)Один мужчина начисто сбрить бороду больше десяти раз в день, при этом продолжая ходить бородатым. Кто он?
4)Загорелись два жилых дома, расположенных рядом. Один из них — роскошные хоромы влиятельного богача. Другой — скудное жилище бедняка. Когда прибудет полиция, чей дом она начнёт тушить первым?
5)Мужчина приобретал яблоки по 7 долларов за одно, а продавал — по четыре доллара за одно яблоко. Какое-то время спустя он стал миллионером. Как такое могло получиться?
6)В первом помещении находятся три лампочки, а во втором — три выключаеля. Выясните, который выключатель отвечает за ту или иную лампочку. В помещение с лампочками можно войти только один раз.
7)Житель Парижа терпеть не мог Эйфелеву башню, однако любил ужинать именно в том ресторане, который находится именно в ней. Вы можете оъяснить его предпочтение?
Убедитесь, что безударная гласная действительно находится в корне, ведь для других частей слова существуют свои особые правила.
2
Проверьте, не принадлежит ли данный корень к группе корней с чередующимися гласными: -бер-/-бир-, -блест-/-блист-, -гар-/-гор-, -дер-/-дир-, -жег/жиг-, -зар/зор- , -кас-/-кос-, -клан-/-клон-, -лаг-/-лож-, -мак-/-мок-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -плав-/-плов-, -равн-/-ровн-, -раст-/-ращ-/-рос-, -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -тер-/-тир-, -чет-/-чит-.
Если проверяемого вами корня в этом списке нет, переходите к шагу 3.
Если же вы обнаружили здесь нужный вам корень, то руководствуйтесь следующими правилами:
1) в корнях бер/бир, блест/блист, дер/дир, жег/жиг, мер/мир, пер/пир, тер/тир, чет/чит пишется «и» , если после корня стоит суффикс -а-, исключения: сочетание, сочетать;
2) в корнях гар/гор, клан/клон и твар/твор без ударения пишется «о» , исключения: выгарки, изгарь, пригарь;
3) в корнях зар/зор, плав/плов без ударения пишется «а» , исключения: пловец, пловчиха;
4) в корне кас/кос пишется «о» , если после корня есть суффикс -н-;
5) в корнях лаг/лож, раст/ращ/рос и скак/скоч выбор гласной зависит от следующей за ней согласной, но есть ряд исключений: отрасль, ростовщик, росток, скачок, скачу;
6) в корне мак/мок пишется «а» , если значение слова связано с погружением в жидкость (например, макать) , или «о» , если значение слова связано с постепенным пропитыванием влагой (например, непромокаемый) ;
7) в корне равн/ровн пишется «а» , если значение связано с одинаковостью (например, уравновешенный) , или «о» , если значение слово связано с прямотой или гладкостью (например, разровнять) .
3
Определите, в каком слоге находится безударная гласная, и попробуйте подобрать однокоренное слово, в котором соответствующий слог окажется под ударением. Например, для проверки слова «лесной» с безударной гласной в первом слоге подойдет однокоренное слово «лес» , где ударение падает на соответствующий слог. В проверяемом слове пишите ту же букву, что и в проверочном.
4
Если невозможно подобрать проверочное слово, воспользуйтесь орфографическим словарем.
ш - [ ш ] - согласн.,глухой, парный, твёрдый
у - [ у ] - гласный, ударный
м - [ м] - согласный, звонкий, твёрдый, непарный.
2)се-ло -2 слога, 2гл. 2 согл.
с — [с’] — согл., глух., мягк. парн.
е — [и] — гл., безуд.
л — [л] — согл., зв. непарн., тв.
о — [о´] — гл., ударн.
3)след - 1 слог, 1 гл. 3 согл
с — [c] — согл., глух., тв. парн.
л — [л’] — согл., зв. непарн., мягк.
е — [э] — гл., ударн.
д — [т] — согл., глух., тв.
4)ночь - 1 слог 2 согл 1 гл
н — [н] — согл., зв. непарн., тв.
о — [о] — гл., ударн.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь — [–]
5)ру-ка - 2 слога 2 согл. 2 гл
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
у [у] - гласный, безударный
к [к] - согласный, твердый, глухой, парный
а [`а] - гласный, ударный