№1. «функционально-смысловые типы речи» прочитайте текст. озаглавьте его. заглавие: здоровье − бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. при встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это − основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. здоровье нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные , преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. к сожалению, многие люди не самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых − сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. труд − истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. труд как , так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат − на весь организм человека. постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. в случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как , так и умственной. равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя напряженной, спешной работы. интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными и склонностями человека. 1. подберите максимальное количество заголовков к тексту. 2. определите тип текста. выделите зачин, основную часть, концовку текста. 3. разбейте текст на смысловые части и сформулируйте основную мысль каждой из них. озаглавьте каждую часть. 4. составьте вопросный план текста. 5. выпишите сложноподчиненные предложения, определите их вид. 6. найдите предложения с причастными и деепричастными оборотами. объясните постановку знаков препинания в них. к тексту: 1. определите функционально смысловой тип данного текста, обоснуйте свой ответ. грамматические : 2. выпишите из текста предложения, с однородными членами предложения. 3. выпишите из текста глаголы. определите их синтаксическую функцию. определите их видовременную форму. глагол синтаксическая функция время вид 4. выберите из текста качественные прилагательные. от прилагательных положительной степени образуйте сравнительную и превосходную степени прилагательное сравнительная степень превосходная степень 5. просклоняйте по падежам числительное 2537 и.п. р.п. д.п. в.п. т.п. п.п. 6. впишите в соответствующие графы таблицы существительные из текста. определите их род, число, падеж. одушевленные неодушевленные
Помните-гордое звание путешественника человек может носить только в том случае, если старается предусмотреть все возможные опасности и избежать их.
Наиболее часто образуются этим существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему. Бессуффиксный Бессуффиксный заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс. Сложение как образования слов. Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е.
Примечания. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний.Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются: Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп);С соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной;Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный;Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.Сложение сокращенных основ. Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются: сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);смешанным сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник.