(1) Говорят, что счастье – это когда тебя понимают. (2) Это верно. (3)Но никому не будет счастья, если каждый не станет человеком, который понимает других людей, принимает их именно как других, со своей жизнью и чувствами, и умеет сочувствовать им, отзываясь на их чувства. (4) Вот ступеньки в «школе чувств»: другие люди – чужие чувства – отзывчивость к ним – свои чувства…
(5) Да и не только люди учат нас чувствовать. (6) Оглядимся вокруг себя, всмотримся в самые предметы, окружающие нас. (7) Вот стол, лампа на столе, шкаф с одеждой, обои на стене, электрическая лампа, занавеска на окне… (8) Каждая вещь сделана человеком, в каждую вложены чьи-то ум, чувство. (9) Это всё – застывшее человеческое дело, превратившееся в предметы; живые жизни, воплотившиеся в вещи…
(10) А книги? (11) Даже обычные школьные учебники! (12) Нам кажется, они безличны, что их никто не писал, не мучился над ними, они сами собой откуда-то взялись или выросли, как дерево в лесу или трава на лугу. (13) Но в каждой странице, в каждой строчке – живое, человеческое!
(14) Будем стараться почувствовать живого, другого человека не только в каждом, кого мы встретим, но и за каждой вещью, каждой книгой, каждым учебником. (15) Мы не читаем учебник – мы общаемся с автором, с человеком! (16)И никогда не будем позволять себе обращаться с вещью или с книгой так, будто они мертвы. (17) На мой взгляд, нет ничего мёртвого вокруг нас, мёртвое – на кладбище, а вокруг нас, живых, – живое, человеческое, оно во всём, надо только увидеть его и почувствовать. (18) Здесь речь идёт не о том, чтобы беречь вещи, это само собой разумеется, здесь речь о другом: о духовном прозрении, о том, чтобы каждая вещь была для нас живой, чтобы не с книгами-предметами имели мы дело, а с живыми людьми, чьё чувство вложено в книги, чтобы мы видели человеческое в человеческих предметах и вещах! (С. Соловейчик)
Определите и запишите основную мысль текста.
Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение школа чувств (школе чувств) из предложения 4.
В предложениях 9-12 найдите слово с лексическим значением «книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету». Выпишите это слово.
Текст 2
(1) До чего прекрасны наши меньшие братья – животные! (2) Они совершенно не скованы никакими условностями и ведут себя так, как подсказывает им природа. (3) До чего прекрасны дети в своей естественности! (4) Они увлечённо играют, создают собственный мир, мало заботясь о том, во что они одеты, как и с кем нужно разговаривать и на какие темы. (5) К сожалению, мы, взрослые, на их фоне выглядим смешными, напыщенными, чопорными созданиями, сгибаясь под грузом проблем, которые сами себе создаём. (6) Наша жизнь настолько перегружена ими, что мы используем любую возможность сбросить с себя это бремя, расслабиться там, где за нами никто не наблюдает, или попасть туда, где все ведут себя без условностей, чтобы отдохнуть от необходимости соблюдать определённые процедуры в общении с себе подобными.
(7) Этикет – это невероятная обуза, это кодекс совершенно бессмысленных слов и телодвижений, сопровождающих нас с рождения и до гроба. (8)В этом и состоит главное противоречие нашей жизни. (9) Бессмыслица, с одной стороны, и необходимость – с другой.
(10) Мы искренне смеёмся, когда герои блестящего философского фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» выполняют два раза почтительный жест «ку» при виде полицейских или чиновников. (11) А ведь мы ежедневно и по сто раз следуем подобным правилам, общаясь с нашими знакомыми, друзьями, родственниками. (12) Для чего всё это?
(13) Соблюдать все эти многочисленные правила необходимо, поскольку в противном случае окружающие (безусловно, соблюдающие их) будут считать нас невоспитанными и безнравственными и будут соответственным образом к нам относиться. (14) Обратите внимание, как относятся люди к пьяным. (15) Их сторонятся. (16) А как называют поведение психически больных людей? Неадекватным.
(17) Для животного оказаться в изоляции от стада равносильно смерти. (18) Изоляция от общества всегда была самым тяжёлым наказанием для любого живого существа на планете. (19) Человек, который ведёт себя не так, как это принято в среде соплеменников, автоматически оказывается в одиночестве. (20) Подвергнуться изгнанию всегда было пыткой, тяжёлым испытанием. (В. Южин)
Задание 7. Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8. Определите и запишите микротему 4-го абзаца текста.
Задание 9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение подсказывает природа из предложения 1. Запишите ответ.
Задание 10. В предложениях 13-16 найдите слово с лексическим значением «образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка». Выпишите это слово.
Важно понимать других людей, принимать их с их жизнью и чувствами, и уметь сочувствовать им, отзываясь на их чувства. Необходимо учиться видеть и почувствовать живое и человеческое в каждом встреченном человеке, в предметах и книгах.
Микротема 2-го абзаца:
Взрослые, в отличие от детей и животных, скованы этикетом и условностями, что делает их жизнь сложнее и менее естественной.
Средство языковой выразительности в выражении "школа чувств" из предложения 4 - это метафора. Она используется для объяснения того, что умение чувствовать и понимать других людей можно развить, так же как можно выучиться в школе.
Слово с лексическим значением "книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету" в предложениях 9-12 - "учебник".
Основная мысль текста: Взрослые, слишком соблюдающие правила и этикет, ограничивают себя и в своем поведении, что делает их нелегкими и непривлекательными в глазах других людей. Учение правилам и социализация обязательны, но их излишнее соблюдение может отдалять нас от более естественной и открытой жизни.
Микротема 4-го абзаца:
Выполнение правил и соответствие этикету ограничивает нашу естественность и свободу выражения.
Средство языковой выразительности в выражении "подсказывает природа" из предложения 1 - это метафора. Она используется для того, чтобы подчеркнуть, что животные ведут себя естественно и их поведение определяется их природой.
Слово с лексическим значением "образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка" в предложениях 13-16 - "правила".