(1 )«Художник обязан скрыть от публики те усилия, которых ему стоит
произведение, – писал Крамской. – Свобода и лёгкость – непременное
наслаждение зрителя». (2)Но лёгкость лёгкости рознь. (3)Размышляя об
этом, думая о сложной взаимосвязи между художником и зрителем, я
вспоминаю одну сцену из далёких дней моего детства.
(4)Как-то в школе нам объявили, что приехал и выступит перед нами
столичный художник-виртуоз. (5)Что означало это слово, никто как
следует не понимал.
(6)После уроков все собрались в зале. (7)Школьный сторож Кузьма
вынес на сцену столик, два мольберта с поставленными на них чертёжными
досками, толстую стопку бумаги. (8)Затем появился сам «виртуоз».
(9)Это был полный румяный мужчина с кудрями до плеч и выпуклыми
глазами. (10)Он вышел, неся в руке лакированный ящик, живо раскланялся,
поставил ящик на стол, щёлкнул застёжками и раскрыл его жестом
циркового фокусника. (11)В ящике рядами лежали цветные мелки.
(12)«Виртуоз» прикрепил кнопками к доскам два листа бумаги, затем –
опять-таки жестом фокусника – набрал полную горсть мелков, и тут
начались чудеса. (13)Листы бумаги стали на наших глазах с
необыкновенной быстротой превращаться в картины-пейзажи. (14)Готовые
пейзажи «виртуоз» сменял чистыми листами, и вновь возникали как будто
сами собой малиновые закаты, избушки в снежных шапках, озёра с
лебедями. (15)Наконец «виртуоз» приступил к своему коронному номеру.
(16)Сдвинув мольберты вплотную, он начал орудовать обеими руками,
малюя одновременно два пейзажа – зимний и летний.
(17)И тут из первого ряда поднялся сидевший там наш учитель
рисования Александр Григорьевич. (18)Он направился к выходу. (19)Его седоватая бородка вздрагивала, губы кривились. (20)На его худом лице
было выражение нестерпимой обиды. (21)Это выражение лица учителя я
вспоминал не раз впоследствии.
(22)Вспоминал, когда бился над первыми своими этюдами, над какимнибудь, казалось бы мотивом. (23)Вспоминал, размышляя о
непримиримой вражде между ремеслом и искусством. (24)Вспоминал,
думая о поверхностной лёгкости, о заученных приёмах, за которыми не
кроется ничего действительно важного или хотя бы искреннего и которые,
тем не менее, подкупают порой зрителя, как подкупила когда-то нас,
несмышлёнышей, ловкость рук заезжего мастака.
(25)Умение отличить в искусстве настоящее от поддельного – не дело. (26)Сложно понять разницу между действительной красотой и
красивостью. (27)Многие полагают, что понимание живописи даётся само
по себе, не требуя никаких усилий. (28)Но это так же неверно, как и то, что
ребёнок, едва научившийся складывать слоги в слова, может наслаждаться
поэзией Пушкина или прозой Тургенева. (29)Есть дистанция между первой
детской песенкой и симфонией Чайковского. (30)И только пройдя эту
дистанцию, начинаешь понимать, какие сокровища человеческих чувств
кроются в музыке. (31)В каждом из нас природой заложена воспринимать прекрасное. (32)Но эта как и все другие
природные человека, нуждается в развитии.
(По Л.Н. Волынскому*)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два
примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению,
важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь
между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к
позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и
обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Информация о тексте
Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема различного
восприятия творений
художника.
1. Между создателями картин и
зрителями устанавливается сложная
взаимосвязь. Одни и те же произведения
разные зрители воспринимают и
оценивают по-разному. Есть люди,
которых расстраивает и обижает
демонстрация своего «искусства»
авторами, лишёнными настоящего
таланта.
2. Проблема различения
ремесленничества и
подлинного искусства,
красивости и
действительной красоты.
(Почему одно и то же
произведение искусства
разными людьми
воспринимается по-разному?)
2. Лёгкость, с которой создаётся картина,
не означает, что это подлинное
произведение искусства. Отличить в
искусстве настоящее от поддельного
не этому надо учиться.
, и .
Лунный свет мягко освещал лесную поляну, и деревья казались сказочными богатырями.
, и .
Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, и небо окрасилось нежно- розовы цветом.
, и .
Наступило утро , и облака рассеялись.
, и .
Налетел порывистый ветер, и в воздухе повисли клубы пыли.
, и .
Дождь шёл всю ночь, и вода напоила молодые деревца.
, и .
Поблёкли листья на деревьях, и в поле пожухла трава.
, и .
Закончилась лето, и журавли улетели в жаркие страны.
, и .
Заря засияла на востоке, и наступил новый день.
, и .
ветер- подлежащее выраженное сущ.
притихший после бури - прич. оборот
слабо- обстоятельство выраженное наречием
шевелил- сказуемое выраженное глаголом
ветви- дополнение выраженное сущ
берез- дополнение выраженное сущ
2. не подходит по условию
3. Проснувшись, птицы становятся очень осторожными.- с причастием
проснувшись- причастие
птицы-подлежащее выраженное сущ.
становятся - сказуемое выраженное глаголом
очень- наречие
осторожными - определение выраженное прилаг.
4. Опираясь на гранит, он стоял и смотрел на тяжелые волны реки- с дееприч. оборотом
Опираясь на гранит- обстоятельство выраженное деепричастным оборотом
он- подлежащее выраженное местоимением
стоял, смотрел- сказуемые выраженные глаголами
и- союз
на- предлог
тяжелые- определение выраженное прилагательным
волны -дополнение выраженное сущ
реки-дополнение выраженное сущ
5.Широко разинув пасть, медведь зарычал.
Широко разинув пасть-обстоятельство выраженное деепричастным оборотом
медведь- подлежащее выраженное сущ
зарычал - сказуемое выраженное глаголом