1. Какого типа речи текст перед вами? 2. Какова композиция текста (количество смысловых частей,
микротемы этих частей).
3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?
4. С каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и
грамматических)?
5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официальноделовой, разговорный)?
6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
7. Какова идея текста (основная мысль)?
Тексты для анализа
в научном стиле:“Амфибии, или земноводные, – это хордовые позвоночные
холоднокровные животные, у которых в ходе эволюции появились пятипалые
конечности и лёгочное дыхание для жизни на суше, но их размножение и развитие
связаны с водной средой. Насчитывают около 4 тыс. видов земноводных. Их делят на
три группы: бесхвостые, безногие и хвостатые.” (Из учебника биологии);
в официально-деловом стиле:“При транспортировке приобретённой светодиодной
гирлянды должны быть приняты меры для предохранения её от механических
повреждений в условиях, исключающих попадание влаги и других жидкостей. Порядок
подключения: извлеките изделие из упаковки, расправьте провода, осмотрите гирлянду,
чтобы убедиться в отсутствии видимых повреждений. Подключите к сети 220 V.
Отключите, закрепите на декорируемом объекте и пользуйтесь, периодически отключая
от напряжения с целью продления срока службы. Хранить гирлянду рекомендуется в
заводской упаковке в сухом помещении при температуре от 0 до +40 С. (Из
инструкции);
в публицистическом стиле: “Муниципальный транспорт Хельсинки работает, как
сложный, но идеально отлаженный механизм: трамваи приятного зелёного цвета почти
бесшумно везут пассажиров во все районы города по 11 маршрутам. Автобусы точно по
расписанию уходят и приходят на прекрасно оборудованные остановки. Автобусных
маршрутов не перечесть. А ещё паром на острова и, конечно, метро. Погрешности в
выполнении графиков движения внутри всего этого хозяйства – от двух до пяти минут.
Метро в Хельсинки поражает высочайшей функциональностью и современными
технологиями. Его протяжённость невелика – 35 км с пригородами. На станциях,
которых 25, нет турникетов, зато есть лифты и снабжённые современной автоматикой
туалеты. В вагонах отведены боксы для велосипедов. Всё несёт отпечаток заботы о
комфорте пассажиров, даже выбранный антидепрессивный оранжевый цвет вагонов. (Из
статьи на туристическом сайте в интернете);
в художественном стиле: “В полутёмном помещении, спотыкаясь, бродило
привидение. Оно было в грязном белом платке, синем переднике, в толстых мягких
туфлях и размахивало метлой; весило оно не менее девяноста килограммов; это была
наша уборщица Матильда Штос. Некоторое время я наблюдал за ней. С грацией
бегемота сновала она взад и вперёд между автомобильными радиаторами и глухим
голосом напевала песню о верном гусаре.” (Отрывок из романа Эрих Мария Ремарка
“Три товарища”).
2). Пример текста, написанного
в разговорном стиле:
Андрей встал… Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по
затылку, потом спросил:
– У тебя три рубля есть ? До получки…
– Есть… Ты за што меня ударил?
– Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хр..а пьяный болтаешься по дворам?.. Эхх…
В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои
деньги, у кого-то ещё занимали до получки. Только на другой день, к обеду, заявился Андрей
домой… Жены не было. (Отрывок из рассказа В. М. Шукшина “Микроскоп”)
2. Класс (ед.ч., м.р.) работает слаженно. С НИМ (ед.ч., м.р.) было интересно.
3. Молодёжь (ед.ч., ж.р.) у нас в театре творческая. ОНА (ед.ч., ж.р.) постоянно находится в поиске.
__
**Чтобы правильно произвести замену существительного личным местоимением, сначала надо найти это существительное и определить его число и род (в 3-м лице ед.ч.).
Какое число и род у существительного – такое и у личного местоимения.
2. укутала - приставка - у, кут - корень, а суффикс, л суффикс (это 2 суффикса не перепутай) и а окончание.
затянуто - тян - корень, за - приставка, у,т,о суффиксы
становится, стан - корень, ит - окончание, ов - суффикс, ся - возвратный суффикс
посрывает - по приставка, срыв - корень, ет - окончание, а - суффикс
посдувает ??? вообще слова такого нет
потрескивают - по - приставка, трес - корень, ют - окончание, к, ив, а.
Извини,но я не очень хорошо морфемный разбор понимаю! Не хочу сделать тебе ошибок