(1)Кого берёзой удивишь? (2)Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. (3)Выгляни из окна в городе ли, в деревне, - всюду берё¬зу увидишь — белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. (4)Постоянный спутник нашей жизни. (5)То ли дело породы, о которых поведал аме¬риканский дендролог Э. Меннинджер в своей кни¬ге «Причудливые деревья». (6)От одних названий дух замирает: «взбесившиеся корни», «двуглавые чудовища», «деревья-призраки»... (7)Жаркое дыха¬ние джунглей, опасные тропы саванны, тайны так и будоражат кровь, манят приключениями. (8)Кого после этого поразишь рассказом о скромной на¬шей берёзе? (9)Мне стало обидно за берёзу. (10) Я вспом¬нил, как в одном из своих писем Александр Серге¬евич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и пер¬вый предмет, поразивший меня, была берёза, се¬верная берёза! Сердце мое сжалось».
(11)Как много этим сказано! (12)Сколько же в ней пре¬лести, не отделимой от природы нашего Отечества!
(13)Радостное, нарядное дерево. (14)Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зе¬лень лугов и белизну заснеженных полей. (15)И как эти цвета ей к лицу!
(16)Ещё берёза к людям добра. (17)В стародавние вре¬мена люди нарекли её деревом четырёх дел: пер¬вое дело — мир освещать, второе — чистоту со¬блюдать, третье — крик утишать, четвёртое — больных исцелять. (18)Самая светлая — берёзовая лучина. (19)Скрип телеги утишался берёзовым дёг¬тем. (20)Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал».
(21)От всяких хворей лечил настой из берёзовых по¬чек.
(22)Какое родное, тёплое, верное дерево!
Вопрсы:
1. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Разговорный стиль
2. Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять. Какова стилистическая окраска этих слов?
3. Найдите и замените словосочетание из предложения 20, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
4. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
5. Среди предложений 7-9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6. Среди предложений 16-21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. В предложении Мы переехали горы, и пер¬вый предмет, поразивший меня, была берёза, се¬верная берёза. замените причастный оборот синонимичной синтаксической конструкцией.