1. Кто из героев испытание на истинную человечность? 2. Можно ли назвать Настю бессердечной, невнимательной по отношению к
художнику Тимофееву?
3. Почему добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой
чёрствой, неблагодарной по отношению к матери?
4. Человечность может быть истинной и ложной (показной). Какую человеч-
ность проявляет Настя к другим?
5. В сцене проводов Катерины Петровны появляется новый персонаж — мо-
лоденькая учительница. Как связан её образ с образом Насти?
6. Молодая учительница пошла за гробом, потом, во время похорон, поцело-
вала «высохшую жёлтую руку». Почему она это сделала?
7. Как относятся к Катерине Петровне деревенские жители? Понимают ли
они её душевную драму?
8. Какие чувства вызвал в вас этот рассказ? Какой эпизод произвёл наиболее
сильное впечатление?
9. Рассмотрите иллюстрации на с. 28 и 34. Удалось ли художнику передать
душевную драму героинь рассказа: одиночество, заброшенность матери, Ка-
терины Петровны, и горькие запоздалые слёзы раскаяния её дочери Насти?
10. Как вы думаете, изменится ли Настя в дальнейшем? Какой вы её пред-
ставляете?
11. Писатель рассматривает проблему взаимоотношений родителей и детей.
Актуальна ли эта проблема в наши дни?
За столом сидит молодая красивая девушка. Одета она просто, скромно, но аккуратно. Светло-серое платье с короткими рукавами и белая косынка на плечах осветляют ее чистое юное лицо. Кружевница на мгновение подняла голову от своей работы, чтобы посмотреть, кто вошел в комнату. Ей очень интересно поговорить с гостем, девушка явно любопытна по характеру. Блеск в ее глазах и легкая полуулыбка намекают на это. Ее красивые руки замерли в работе. Правой она придерживает ткань с кружевом, в левой руке ловкими пальцами мастерица держит отполированные деревянные коклюшки. Целая дюжина их с нитями лежит на станке.
Девушка чуть склонилась над столом. На ее силуэт и лицо падает свет от окна справа. Лицо светлое, на нем нет румянца. Губы розовые, ровный нос, густые черные брови и большие черные глаза, в которых виден блеск, все это художник прорисовал очень четко. В изящном ухе поблескивает едва заметная сережка. Чтобы работать кружевницей, нужно быть очень усидчивой и аккуратной. Все это есть в девушке, но есть в ней и некоторая игривость, легкое кокетство. Черные волосы девушка постаралась пригладить, но мелкие завитки все-таки выбиваются из прически, что еще больше придает мягкости ее силуэту. В образе кружевницы все мягкое, нежное, очень женственное и утонченное, как и кружево, над которым она работает.
Девушка трудится в небольшой комнате. Ей нравится ее работа: на лице нет и следа усталости или тоски. Фоном для ее портрета служит стена без единой картины или другого украшения. Это очень простая комната с коричневыми стенами, но довольно светлая, что важно для работы кружевницы.
Тропинин написал удивительно теплый портрет. Так и хочется поздороваться с кружевницей, заговорить с ней, подойти посмотреть на ее работу.
Глядя на человека, можно сразу понять, насколько он порядочен по отношению к остальным. Человека выдает манера общения, стиль одежды, рассуждение, а самое главное – поведение.
Порядочность в моем понимании
Порядочность ходит рядом с совестью, отзывчивостью и ответственностью. Человек, который ведет себя вальяжно и многое себе позволяет, вряд ли окажется порядочным. Он, скорее всего, уже стер четкие грани дозволенного, он не определить черту, за которой находится непорядочность.
Порядочные люди всегда обдумывают поступки наперед, относятся ко всему ответственно и никогда не мирятся с несправедливостью.
В наше время мало осталось порядочных людей, так как каждый, оглянувшись на поведение остальных, пытается сделать и себе поблажку. Сейчас никого не удивишь своей непорядочностью, но, несмотря на это, человек должен иметь совесть, чтобы потом ему не было стыдно за прожитые годы.
Влияние социума на порядочность
Порядочным человека может сделать только окружение. Важно не упустить ни одного звена в воспитании, ведь бывает так, что родители воспитывали, школа старалась, а ребенок вырос и стал непорядочной личностью. А все потому, что его окружали неформальные движения, безнравственные фильмы и многие другие факторы.
Порядочность закладывается с трех лет, с того момента, когда ребенок начинает все осознавать. Родители же могут учить порядочности, приводить примеры и прививать чувство ответственности. Но если родители сами поступают непорядочно на глазах у ребенка, то их ребенок никогда не обратит внимания на миллион произнесенных слов, он только скопирует их поведение. Поэтому, прежде всего, порядочным должно стать все общество, а начинать должен каждый человек с себя. Только в таком случае, порядочных людей станет больше. Людям и самим будет проще жить в таком обществе, они смогут рассчитывать друг на друга и доверять.
В целом, быть порядочным человеком в наше время – это огромная работа над собой и жертвовать своими желаниями ради других людей