(1) Маленький желтый утенок, смешно припадая к молодой траве беловатым брюшком
и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где
мои все?»
(2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела
между своими, грела равно всех. (3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую
корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. (4) Все там, а этот затерялся.
(5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
(6) И в чем тут держится душа? (7)Не весит нисколько, глазки черные – как бусинки,
ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. (8) А между тем – тепленький. (9) И
клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. (10) И лапки уже
перепончатые и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. (11) И вот даже
от братьев отличился характером.
(12) А мы – мы на Венеру скоро полетим. (13) Мы теперь, если все дружно возьмемся,
- за двадцать минут целый мир перепашем.
(14) Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в
колбе, и - даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого
жалкенького желтенького утенка… (А.И. Солженицын)
1 Из предложений 1-5 выпишите деепричастия.
2 Из предложений 2-6 выпишите страдательное причастие.
3 Из предложений 1-4 выпишите производные предлоги.
4 Из предложений 12-14 выпишите все частицы.
5 Среди предложений 2-5 найдите с однородными сказуемыми. Напишите
номер этого предложения.
1. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания.
1) Чем проще слово указывал М. Горький в статье «О прозе», тем более оно точно.
2) "А что для этого надо сделать", - спросил Маленький принц.
2. Перепишите, расставив знаки препинания.
1) "Всем по эшелонам, - раздалась команда, - Отправляемся через пять минут".
2) Я шел и повторял эти слова: "Для красоты цветы растут".
3) "А чем там торговать", - спросила Машка, нисколько не удивившись.
3. Запишите предложение, заменив прямую речь косвенной.
Мой попутчик сказал, что он едет в Тверь, и там у него живёт приятель.
4. Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой.
Василиса Егоровна осыпала меня вопросами: "Кто твои родители? Где они живут?".
5. Перепишите предложение, исправив ошибку, допущенную при замене прямой речи косвенной.
Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице они обнаружили ревизора.
6. Составьте и запишите предложение, введя в него цитату.
«Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».
(В. Г. Белинский)
Стихи Пушкина невообразимо изящны, прекрасны и лаконичны, даже Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».
7. Предложение с косвенной речью представляют собой:
1) простое предложение;
2) сложносочинённое предложение;
3) сложноподчинённое предложение;
4) простое осложнённое предложение.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Запишите, исправив ошибку.
1) «И зачем вы взяли меня с собой!» — ныл всю дорогу Костик.
2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше».
3) «Никогда! — закричала Катя, — Никогда не делайте так!»
4) «Ну и что же у вас получилось?» — спросила Ольга.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Запишите, исправив ошибку.
1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!» — твердо сказал Пашка.