1) Метро находится рядом с нашим домом. 2) Мурат быстро Замените выделенные слова фразеологизмами-синонимами. Определите, каким членом предложения они являются. Образец: Санжар прочёл книгу до конца. книгу (как?) от корки до корки. пр . Санжар прочёл 2
Тема урока: Текст. Тема текста. Монолог. Цели урока: 1. Продолжить работу над понятием «текст», познакомить с понятиями «тема текста», «монолог». 2. Развивать мышление, внимание, речь; умение сравнивать и анализировать, определять тему текста. 3. Воспитывать интерес к предмету и родному языку.Ход урока1. Орг. момент.2. Минутка чистописания.г д з т в –назовите лишнюю буквук л а с с – назовите орфограммуб е р ё з а – назовите безударную гласнуюа о у т е – назовите лишнюю буквум к л н р й – назовите парных глухой согласный звук.- Какое слово можно составить из выделенных букв (ТЕКСТ) – (запись в тетрадях)- Приходилось ли вам раньше слышать это слово?- Из чего состоит текст?- Как предложения взаимосвязаны в тексте?3. Словарно-орфографическая работа.(На доске повешены картины на тему «Зимние забавы»)- Ребята, обратите внимание на эти картины. Как вы думаете, что их объединяет? (общая тема)- Давайте придумаем слова, соответствующие этим рисункам.Декабрь, мороз, снег, коньки, лыжи…(объяснение орфограмм)- А какую работу можно выполнить с полученными словами? (составить предложения)- Что общего у всех этих предложений? ( ТЕМА)- А что можно составить из названных предложений (ТЕКСТ) – составление текста.-О чем говориться в нашем тексте?- Попробуйте определить ТЕМУ ТЕКСТА – Зимние забавы.Итак, так же как и слова, предложения в тексте всегда объединены одной темой. Это называется ТЕМА ТЕКСТА.- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?- Как назвать тему урока?Верно. Мы продолжим с вами работу над текстом, будем учиться определять тему текста.4. Работа по теме урока.А сейчас посмотрите на доску.Трещат морозы. Падает пушистый Без воды нет жизни.снег. Маленький зайчик радуется В лесу много грибов. своей белой шубке. По заснеженным Наступило утро.веткам прыгает рыжая белочка.- Прочитайте эти записи. Что о них можно сказать? - О чем говориться в тексте?- Определите тему текста, придумайте заголовок.- А что вам В тексте есть слова, которые связаны одной темой. Они определить тему текста)- Какие это слова?Вывод: для того, чтобы определить тему текста, необходимо найти в нем слова, объединенные одной темой.Дети повторяют вывод.5. Физ. минутка (двигательная).6. Работа с учебником.Откройте учебники на странице 98, найдите упр. 188.- Прочитайте текст.- О чем в нем сообщается?- Определите тему текста.- Данный текст МОНОЛОГ или ДИАЛОГ?Верно, предложенный текст – монолог, потому что здесь представлены рассуждения 1-го ребенка.- Ребята, определить среди текстов МОНОЛОГ очень просто, если запомнить правило:слово МОНОЛОГ состоит из 2-х частей1 часть МОНО – обозначает 1(один)2 часть ЛОГ – обозначает речь,Значит МОНОЛОГ – речь одного человека.
Мы напились «холодной» и вкусной воды и, поблагодарив «хозяина, отправились» в путь. ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ВЫРАЖЕННОЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.
1)Холодной -
Часть речи — имя прилагательное.
Морфологические признаки:
начальная форма: холодный (именительный падеж единственного числа мужского рода);
постоянные признаки: качественное;
непостоянные признаки: единственное число, женский род, полная форма.
2) Хозяина -
Часть речи — имя существительное.
Морфологические признаки :
начальная форма: хозяин (именительный падеж единственного числа);
постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число.
3) Отправились -
Часть речи — глагол.
Морфологические признаки
начальная форма: отправиться (инфинитив);
постоянные признаки: 2-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число время.
Объяснение: