(1)Михаил Васильевич Ломоносов занимает
совершенно особое место в истории российской культуры. (2)Его имя написано
золотыми буквами на скрижалях науки. (3)Жизненный подвиг этого незаурядного
человека и сейчас вызывает изумление.(4)В далеком XVIII столетии крестьянский
юноша, охваченный светлым порывом к знаниям, прибыл в Москву с берегов Белого
моря, а затем в чрезвычайно короткий срок достиг вершин мировой культуры,
произвел переворот в русской поэзии. (5)Ломоносов поставил и решил величайшие
научные проблемы, заложил основы всего новейшего естествознания, опережая на
целое столетие своих ученых-современников.(6)Родина Ломоносова — двинская
земля, далекий север Русского государства. (7)С детства Ломоносов привык
разделять трудности и опасности морского промысла. (8)Плавания с отцом развили
в юном Ломоносове отвагу и неустрашимость, выносливость и находчивость,
уверенность и наблюдательность. (9)Он любил суровый север — ледяной ветер в
лицо и непокорное море.(10)С десятилетнего возраста в зимнее время Ломоносов
учился читать и писать у сельского священника Семена Никитича Сабельникова.
(11)Наставник, не зная латинского языка, занимался с учеником только чтением
церковных книг и исчислением (математическими вычислениями). (12)Вскоре ученик превзошел учителя. (13)Односельчане стали обращаться к
молодому грамотею, когда надо было написать какую-либо бумагу. (14)Сохранился
договор на постройку церкви, написанный рукой четырнадцатилетнего Ломоносова.
(15)В этих рукописях нет орфографических ошибок. (16)Освоив грамоту, Михаил
стал усердно разыскивать книги. (17)Первыми книгами, прочитанными будущим
ученым, стали Славянская грамматика Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия
Магницкого.(18)Ломоносов твердо решил найти свой путь в жизни и получить знания
(19)Он уже приобрел на родине немалые познания, но втайне мечтал учиться в школе.(20)В
конце 1730 года 19-летний Ломоносов покинул отцовский дом и вслед за караваном
мороженой рыбы отправился в Москву.(21)Он добрался до Москвы в начале января
1731 года и уже 15 января подал о зачислении в Славяно-греко-латинскую
академию.
1) назовите одну из проблем текста
2) Прокомментируйте актуальность этой проблемы
3) Расскажите об отношении автора текста к проблеме
4) Выскажите свое отношение к проблеме и приведите аргументы.
(хотя бы что то из этого)
Не смыкая глаз - очень внимательно [наблюдать].
Учитель наблюдал за учениками не смыкая глаз.
Не переводя дыхание - беспрерывно.
Мальчик делал уроки не переводя дыхание.
Не мудрствуя лукаво - сложно рассказывая без обмана.
Ученик должен отвечать не мудрствуя лукаво, даже если он плохо подготовился к уроку.
Не покладая рук ^ не переводя дыхание. {без лени, отдыха, свободы и энтузиазно}
Я украшал открытку не покладая рук.
Не помня себя - в нахождении околошокового эмоционального состояния.
Малыш праздновал столетний юбилей своего дедушки не помня себя от радости.
! Эти слова - деепричастия, пишащиеся необособленно (не выделяющиеся запятыми) из-за фразеологического состояния. Все они пишутся раздельно и употребляют без отрицательной частицы "не". Они неделимы и как цельные сочетания имеют ясное лексическое значение.
"Несолоно хлебавши" — ожидать чего-то и не получить.
Пишется раздельно — это наречие на "-о" употребляется без НЕ- и не имеет противопоставления с союзом "а" или зависимых слов и может быть заменено синонимом (=предвидено).
Лентяй несолоно хебавши переписывал все назначенные в школе в дни его отсутствия кортрольные работы.