(1)милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5)поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.
укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. запишите номера ответов.
1) милосердие определяется характером (предложение 1)
2) вкладывать понимание (предложение 2)
3) дети копируют (предложение 3)
4) модель становится основой (предложение 4)
5) научить любить (предложение 5)
Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы попытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, однако один из его спутников решил над нами подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропинке обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он действительно скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но нет, наши приключения не закончились. Мы пошли в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался, но, к счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом - так называют поваленные или поломанные бурей деревья. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. Одним словом, путешествие оказалось
1) Брожу по набережной снова. (Ю. Друнина.) 2) Изба лесничего. Медвежье царство. (Ю. Друнина.) 3) Последние шутки. Объятья. (Ю. Друнина.) 4) Повеет полем, первой бороздой. (Н. Браун.) 5) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец.) 6) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О. Берггольц.) 7) В Сибири не любят горячку и спешку. (А. Сурков.) 8) Весны без грозы не бывает. (К. Кулиев
Карточка 2
1) Все грущу о шинели. (Ю. Друнина.) 2) Десять суток нам дают на отдых! (С. Наровчатов.) 3) Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной. (А. Яши н.) 4) Ее [черемуху] ломают ветками огромными. (Л. Татьяничева.) 5) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М. Алигер.) 6) Тянет холодом зимних дней. (А. Сурков.) 7) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М. Алигер.) 8) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О. Берггольц.)
Карточка 3
1) Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну. (М. Алигер.) 2) Его везли из крепости, из Бреста. (К. Симонов.) 3) Хлестало в окна дождиком косым. (В. Тушнова.) 4) Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло. (А. Meжиров.) 5) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А. Яшин.) 6) От далеких и близких почты жду новогодней. (А. Яшин.) 7) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П. Вегин.) 8) У одержимых нет дороги вспять. (Н. Браун.)
Ads by optAd360
III. Работа над пунктуацией сложных предложений, в состав которых входят односоставные.
Запись предложений.
Сравните: Непогода и слякоть.— Непогода, и не хочется выходить из дома.— Непогода, и без зонта не выйдешь из дома.— Непогода, и мы сидим дома.
IV. Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания, составление схем предложений.
1) Вечер, и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты. (И. Бунин.) 2) Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенется. (В. Солоухин.) 3) Тише дождь, и посветлело на улице. 4) Жаркий летний день, и густо пахнет медом, полевыми травами. 5) Утро, и кончился наш привал. 6) Тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоей, и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов. Неизъяснимо радостно и молодо на душе, и хочется петь. (По Е. Носову.)
V. Диктант «Проверь себя».
...Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши елей,— синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет...
(И. Бунин.)
VI. Тест.
I вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
A. Не плачь ты попусту.
Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
B. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин.)
Г. Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения Ночь как год.
А. односоставное
Б. двусоставное
3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения — это...
A. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Б. односоставные предложения
B. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи
4. Найдите безличное предложение.
A. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
Б. Хорошо в зимнем лесу!
B. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
Г. Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
A. двусоставное
Б. определенно-личное
B. безличное
Г. неопределенно-личное
6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?
A. [двусост.], и [двусост.]
Б. [двусост.], и [определенно-личн.]
B. [двусост.], и [неопределенно-личн.]
7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безл.]. (Знаки препинания не проставлены.)
A. Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
B. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.
Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.
8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
A. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
B. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. Пушкин.)
II вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
A. Веет с поля ночная прохлада.
Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.
B. Свет луны во все концы.
Г. В лесу держался запах прелой травы.
2. Определите тип предложения Лед как сахар.
А. односоставное
Б. ддвусоставное
взаимная подписка