(1)Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. (2)Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся нельзя будет работать, приносить пользу. (3)Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. (4)Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т.д. (5)Человек будет вносить новые идеи, думая над тем, над чем не может думать машина. (6)А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. (7)Этика в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. (8)Это ясно.
(9)Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. (10)Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
(11)Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. (12)Учиться нужно всегда. (13)До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. (14)Перестанешь учиться – не сможешь и учить. (15)Ибо знания всё растут и усложняются. (16)Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. (17)Именно в молодости – в детстве, в отрочестве, в юности – ум человека наиболее восприимчив. (18)Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
(19)Умейте не терять время на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». (20)Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
1. Определите и запишите основную мысль текста.
2. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
3. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение светлый разум из предложения 19. Запишите ответ.
4. В предложениях 5-8 найдите слово с лексическим значением «наука о морали и нравственности». Выпишите это слово.
5. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) сложнейшая задача
2) освоите легко
3) ум восприимчив
4) в век науки
6. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
7. Определите тип односоставного предложения 12. Запишите ответ.
8. Среди предложений 7-10 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
9. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
10. Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
11. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Я справился с заданием вопреки предположениям учителя.
2) По возвращению в город мы направились в гостиницу.
3) Он интересуется как музыкой, так и живописью.
4) Готовясь к соревнованиям, выполняются сложные упражнения.
12. Выполните синтаксический разбор предложения 18.
(каким образом?) вдруг (обстоятельство, НАРЕЧИЕ) - зависимое слово от посыпалась (сказуемое, глагол).
(когда?) вчера (обстоятельство, н) - зависимое слово от была хорошая (сказуемое: глагол+прилагательное).
(в какой степени?) почти ( НАРЕЧИЕ) - входит в состав сказуемого "был почти безоблачным".
(где?) внизу (обстоятельство, НАРЕЧИЕ) - зависимое слово от оголились (сказуемое, глагол).
(насколько?) совсем (обстоятельство, НАРЕЧИЕ) - зависимое слово от оголились (сказуемое, глагол).
(когда?) сегодня (обстоятельство, НАРЕЧИЕ) - зависимое слово от выпал (сказуемое, глагол).
Все выделенные слова являются НАРЕЧИЯМИ.
Обычно я провожу зимние каникулы дома, потому что на праздники к нам приезжают бабушка и дедушка или другие родственники. Мы все вместе готовимся к празднованию - украшаем дом и готовим вкусные блюда. А потом всей семьей встречаем Новый год, обычно не спим всю ночь.
А в этом году я надеюсь, что мне удастся побывать в Карпатах. Это моя давняя мечта - провести зимние каникулы на горнолыжном курорте, покататься на лыжах, увидеть своими глазами красоту гор зимой.
Зимние каникулы дают возможность отдохнуть от учебы, пообщаться с близкими и посвятить время любимым занятием. Зимой, когда на улице морозно, я люблю посидеть с книгой у окна и послушать музыку. А когда выпадает снег, то я иду гулять на улицу. Все вокруг белое, кажется, что ты попал совсем в другое измерение. Так красиво вокруг! Можно покататься на катке или слететь на санках с горки, или даже поиграть в снежки и сделать снежную бабу. Это всегда весело для всех - и детей, и взрослых.
Зимние каникулы - чудесная пора. Жаль, что они быстро заканчиваются, и мы снова должны возвращаться в школу. Но яркие впечатления от хорошо проведенного времени остаются с нами надолго и скрашивают непростые учебные будни.