1. На какие 2 группы делятся слова по происхождению? 1) Жаргонизмы и диалектизмы
2) Историзмы и архаизмы
3) Архаизмы и Неологизмы
4) Исконно-русская и заимствованная.
2. Выберите утверждение, которое вы считаете верным:
1) Старославянский был устным языком славянских народов.
2) Примером старославянизма может служить слово дерево.
3) Старославянизмы закрепились в русском языке и вытеснили исконно русские слова с тем же
значением.
4) Примером старославянизма может служить слово врата.
3. Найти лексическое значение слова «компания»:
1) военные действия; 2) мероприятия для проведения политической или хозяйственной задачи; 3)
группа лиц, чем-либо связанных, а также торговое или промышленное товарищество.
4. Найти верные суждения:
1) Лексика – это то, что слово обозначает.
2) Синонимы – противоположные по значению слова.
3) Однозначные слова имеют только 1 лексическое значение.
4) Все значения многозначного слова обязательно имеют между собой что-то общее.
5. Найти общеупотребительные слова:
1) упал; 2) шлепнулся; 3) есть; 4) лопать; 5) вкушать.
6. Найти диалектные слова:
1) пимы; 2) свекла; 3) бурак; 4) дюже.
7. Найти среди слов профессионализмы:
1) фонема; 2) морфема; 3) работа; 4) лексика.
8. Найти заимствованные слова:
1) поэт; 2) арифметика; 3) рассада; 4) кросс.
9. Найти пары, в которых неверно подобраны русские синонимы к иноязычным словам:
1) финал – конец; 2) алчный – бескорыстный;
3) монумент – памятник; 4) антракт – обед.
10. Найти верное суждение:
1) Диалектными называются слова, которые употребляются людьми определенной профессии.
2) Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
3) Фразеологизмы – новые слова, возникшие в языке.
11. Найти предложения с фразеологическими оборотами:
1) Носить в руках тяжести вредно.
2) Отец очень любил дочь и готов был всю жизнь на руках носить.
3) До моего дома от школы рукой подать.
4) Удержать в руках пудовую гирю не каждый может.
12. Найти неверное значение фразеологизма:
1) пускать пыль в глаза – хвастать, обманывать;
2) держать язык за зубами – обидеться;
3) делать из мухи слона – преувеличивать;
4) ни к селу ни к городу – некстати, невпопад
мужской род (2 склонение) женский род (3 склонение)
грач полночь
пейзаж гуашь
этаж тушь
меч вещь
корж (сторож) рожь
ковш мощь
борщ сушь
немощь
печь
ночь
Задание: В каком падеже стоят все эти существительные?
Именительный падеж.
Задание: Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень (выделить ∩).
полночь (∩ пол + ∩ ночь) - ночь (∩ ночь)
мощь (∩ мощь) - немощь (∩ мощь)
однородные сказуемые (О, но О. )
повеств. невоскл. простое, осложнено однородными сказуемыми, распр..
(кто?) Петя (подлеж., сущ.) что сделал? заблудился (сказ.) не испугался (сказ.)
заблудился (где?) в лесу - обстоятельство предлог с сущ.
не испугался (как? на сколько?) нисколько - обстоятельство, наречие
но - союз
2. Мальчик решил поздно не идти, а ждать,когда наступит утро.
мальчик решил не идти, а ждать
утро наступит
[ ], когда (...)
Спешить было некуда, и Петя устроил себе ночлег.
3. Пете всё некогда было учиться ориентироваться на местности.
Никогда он больше не пойдет в лес, пока не научится находить дорогу.
нискОлько приставка ни-
пОздно нет приставки
нЕкуда приставка не-
нЕкогда приставка не-
никогдА приставка ни-
не испугался, не идти не пойдет не научится - частица не с глаголом пишется отдельно!
несколько - ударная приставка
ребят - ребята - словарное слово
на поиски Пети - 1 скл. Р.п.
наступит - наступить - глагол 2 спряжения
спешить - спешка - безударная гласная в корне слова
устроил - устроить - глагол 2 спряжения
Пете - 1 скл., Д.п.
учиться что делать?
ориентироваться - ориентир - словарное слово
на местности - 3 скл П.п.
не научится - учить - гл. 2 спряжения
морфологический разбор
на местности - сущ.
н/ф - местность
неодуш., нариц., 3 скл., ж.р.. ед.ч., П.п.
синтакс. роль в предложении - дополнение (на чём?)