(1)На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на «Шереметьево», взгляд вдруг выхватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звёздочкой на каске: «Ты записался добровольцем?». (2)Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, на смерть, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама. (3)Это и была реклама. (4)Суровый боец звал... «в поход на русские бани и сауны». (5)Ну и ну... (6) – Да это просто прикол такой, юмор, – не разделил моего недоумения молодой коллега. (7)Дохихикались... (8)Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? (9)Но есть же, должны быть события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии. (10)Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. (11)Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовёт!». (12)Зов продолжен ныне так: «Родина-мать зовёт отдыхать». (13)Таков слоган дня, оказывается. (14)А вместо военной присяги у неё в руке... «путёвка: ночной клуб, ресторан, русские бани». (15)Самое время поёрничать над военной присягой? (16)А Родине-матери звать в ночной клуб?
(17)Было время натужного пафоса, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. (18)Как говорил старый бакенщик Паустовского, «всё кричите: «Родина, Родина, а вот она, Родина, – за стогами». (19)Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. (20)Военные плакаты, превращённые в рекламу, хотели или не хотели того её создатели, рассчитаны именно на снижение.
(21)Прямо напротив плакатов, через дорогу, – знаменитые «ежи». (22)Последняя линия обороны. (23)Здесь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага. (24)И погибли. (25)Не хочется впадать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечественная, в анекдот – как ещё назвать, подскажите?..
3. Среди предложений 2-8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при указательного местоимения и модальной усилительной частицы. Напишите номер этого предложения.
4. Определите стиль данного текста. Перечислите не менее пяти признаков стиля.
Вы уже знаете, что слова в русском языке образуются с морфем – морфемным (аффиксальным и без морфем – безаффиксным Вам уже известны и некоторые разновидности морфемного Приставочный образования новых слов с приставок:
Обратите внимание! 1. Приставка присоединяется ко всему слову в целом (такое слово называется производящим). 2. Приставочным образуются слова той же части речи, что и производящие.
2) Суффиксальный образования новых слов с суффиксов:
Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. В образовании существительных участвует 1000 суффиксов, в образовании прилагательных – 50, в образовании глаголов – 20. При разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.
Например:
Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть. Ведь романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается. Этим обусловлено и типичное одиночество героя: для него это естественное состояние, а отдушину герой находит только в общении с природой, причем чаще со стихией.
Максим Горький в своих ранних произведениях обращается к традициям романтизма, но в контексте ХХ века его творчество получает определение неоромантического.
В 1892 году в печати появился первый романтический рассказ «Макар Чудра», в котором старый цыган появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает «мгла осенней ночи», открывающая слева безграничную степь и справа бесконечное море. Писатель дает ему возможность говорить о себе, о своих взглядах, а история Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым чабаном, становится основным средством раскрытия образа главного героя, ведь его именем назван рассказ.
Повествуя о Радде и Лойко, Чудра говорит скорее о себе. В основе его характера лежит единственное начало, которое он считает наиболее ценным, - максимальное стремление к свободе. Для героев воля тоже дороже всего на свете. В Радде проявление гордости настолько сильно, что ее не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».