(1)на руси солонка всегда была предметом почитаемым. (2)ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)говорят, что
наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке. (5)каких только солонок не выдумывали мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)например, для севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была
солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть
возвращали на место. (9)около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки. (11)в верхнем и среднем поволжье были распространены нарядные
солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)за столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)крышки и
спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах поволжья. (16)а солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и ей за это… (по н. орловой) 1
определите и запишите основную мысль текста. 2 составьте и запишите план текста из трёх пунктов. 3 почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на руси не обходилось ни одно праздничное торжество? 4 определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10
подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. отводили – 5 определите стилистическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите. подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. издревле – 6 объясните значение фразеологизма
задирать нос, запишите. используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. включите фразеологизм в одно из предложений. задирать нос – 60
Предложение (в широком смысле) – это любое высказывание, являющееся сообщением о чем-либо.
Предложение (в грамматическом смысле) – это единица сообщения, обладающая значением предикативности, построенная по специальному грамматическому образцу, имеющая собственную семантическую структуру.
Многоаспектность характеристик
Предложение является самой многоаспектной и неоднозначно оцениваемой единицей синтаксиса.
Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, В.В.Виноградов: «Предложение – грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».
Изучение предложения как языковой единицы – Л.В.Щерба. О.Есперсен (семантический подход), Н.Хомский, Д.С.Ворт (порождающая грамматика), Л.Теньер, Л.Блумфильд (синтагматическая грамматика), Д.Н.Шмелев (разноуровневая организация).
Н.Ю.Шведова: предложение как двусторонняя единица – языка и речи.
Набор конституирующих признаков предложения:
Формальная организация:
1. наличие предикативной основы;
к формальным изменениям;
3. свои правила распространения.
Семантическая организация:
4. наличие связанных друг с другом языковых значений в их иерархии (главные/второстепенные члены)
Коммуникативная организация:
к актуализации информации.
Конституирующие признаки предложения
1) Предикативность
2) Интонационная оформленность
Понятие предикативности
Предикативность – от лат. praedicare - высказывать, сообщать. Термин закрепил в научном обиходе В.В.Виноградов.
«Значение категории предикативности заключается в отнесении содержания предложения к действительности, которое выражается в синтаксических категориях модальности, времени и лица».
Основные категории предикативности:
1) Темпоральность – отношение сообщаемого ко времени.
2) Персональность – отношение сообщаемого к определенному лицу.
3) Модальность – отношение сообщаемого к действительности и отношение автора к сообщаемому.
Темпоральность
На небе разгорается заря(предложение простое повествовательное, не восклицательное, распространённое)
Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.(предложение простое повествовательное, не восклицательное, распространённое)
Коля убирал комнату, а Диана жаловалась маме.(предложение сложное повествовательное, не восклицательное)
Катя рассказывает стих и учительница её слушает.(предложение сложное повествовательное, не восклицательное)
Математика учит счёту, а русский язык- правильному написанию.(предложение сложное повествовательное, не восклицательное)