1. напишите сочинение по прочитанному тексту. сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). сформулируйте позицию автора (рассказчика). напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. объясните почему. свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). объём сочинения — не менее 150 слов. (1)0 бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2)но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления. (з)представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4)ваше положение аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5)что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует. (7)естественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался кутузов во время бородинского сражения. (8)на карту поставлена судьба отчизны. (9)картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (10)грохот пушек, свист пуль, крики (11)ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)прилетает ординарец от барклая де толли, бывшего командующего армией. (13)барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно (14)тяжело ранен багратион, враг теснит измотанных солдат. (15)положение почти безнадёжное! (16)на чём же держится решимость кутузова? (17)на ? (18)на неуступчивой злобе? (19)на отчаянии? (20)или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)нет! (22)почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23)возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24)кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25)он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26)мудрому, опытному барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27)но она не учитывает одного: люди — это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28)солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29)кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (30)нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «всё, мужики, прекращаем бойню! (31)мы проиграли! » (32)на поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (зз)это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34)в реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35)кутузов понимал это лучше остальных. (36)«любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня! » —говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины. (37) — это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38)но главное, что выясняется, когда знакомишься с и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, — это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая личность. (39)трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность — силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками . (по и. бардышеву*)