1. Найди словосочетания с диалектизмами:
а) глиняная махотка
б) берестяная грамота
в) яркий костер
2 Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм (ы):
а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
г) Шуми, шуми, послушное ветрило...
3. Укажи, в каком предложении используется историзм:
Шестого числа каждого месяца он получал небольшое вознаграждение.
Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одной
области.
Няней его была крепостная служанка. Из-за туч выглянул месяц
4. Укажи фразеологизм.
а) От стриженого барана шерсти не получишь.
б) Белые бараны били в барабаны.
в) Много шерсти и кудряшек – в гости к нам пришёл барашек.
г) Смотреть как баран на новые ворота
5. Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно
Меня вывели на чистую воду, уличили, пристыдили
Родители позволяли ему делать всё, что он хочет, словом, держали его в
ежовых рукавицах. Целый день она кружилась как белка в колесе.
Не стоит переживать: ведь дело выеденного яйца не стоит.
Каждый из нас задавался философским вопросом, а в чем же смысл жизни? Для чего мы живём? Лишь немногие приближались к истине и понимали, что смысл жизни для каждого свой: создать семью, сделать великое открытие, остаться в памяти и сердцах людей, самостоятельно чего-то достичь или же сделать что-то великое, чтобы оставить след в истории. Василий Александрович Сухомлинский в тексте «Для чего рождается человек?» поднимает проблему необходимости воспитания людей, как сохранения памяти о достижениях и жизни, как таковой. Автор рассуждает на тему проблемы, поднятой им в тексте, и приходит к выводу о том, что для того чтобы не потратить свою жизнь зря необходимо заниматься воспитанием своих наследников, которые пронесут память о вас сквозь года. Василий Сухомлинский убежден, что именно в этом и заключается наше бессмертие и потому приводит в пример сказку о Человеке-Пустоцвете, который всю жизнь пел и веселился, а когда пришел его сын и попросил показать отцовские достижения или сказать хотя бы мудрое слово, понял, что ему абсолютно нечем гордиться и «превратился он в траву-пустоцвет».
Оказавшись на корабле, космонавт был восхищен звёздным небом. (2)Копаясь в моторе, он никак не мог его не завести. (3)Посылая письмо, инопланетяне надеялись вскоре получить ответ от космонавта. (4) Космонавт веселился, когда читал письмо. (5) При составлении письма инопланетяне сделали много ошибок. (6)При проверке письмо оказалось ужасно безграмотным. (7)После учебы в школе, космонавт научился не делать грамматические ошибки (8)Закончив лётное училище, он был приглашен в отряд космонавтов Ему очень нравилось, что он стал космонавтом. А уж после знакомства с инопланетянами, он был счастлив.
Объяснение: