1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором одна часть противопоставлена другой: 1) Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.
2) Лето припасает – зима поедает.
3) Собака поджала хвост – охотник насторожился.
4) Посмотрит – рублем подарит.
2. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть имеет значение причины:
1) Я понимал: выручить нас может только случайность.
2) Большинство было согласно в одном: так больше продолжаться не может.
3) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
4) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
3. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой. (Знаки препинания не расставлены):
1) Я оглянулся на шорох сзади никого не было.
2) Боялись не голода боялись холода.
3) Поезд ушел быстро огни скоро исчезли стук колес затих наступила тишина.
4) Лес расступился неожиданно пройдя дубовый кустарник росший в этом месте сплошной стеной мы вышли к водопаду.
4. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие. (Знаки не расставлены):
1) Пока мы шли по полевой дороге все говорили о долгом привале.
2) Светила луна сверкали звезды вокруг стояла тишина.
3) Было ясно урок сорван.
4) Дождь соревнования продолжились.
5. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять тире. (Знаки препинания не расставлены)
1) Иду и думаю давно в театре не был.
2) Зазвучала песня голоса же разговаривавших не смолкали.
3) Метель разыгралась кибитка остановилась.
4) Он приехал к сентябрю как раз когда должны были начаться задания.
6. Какое предложение соответствует схеме [ ] – [ следствие ].
1) Воды бояться – в море не бывать.
2) Солнце дымное встает – будет день горячий.
3) Будет ясная погода – экскурсия состоится
4) Придет пора – напишешь книгу.
7. Какое предложение соответствует схеме [ ] : [ пояснение ].
Печален я: со мною друга нет.
К вечеру погода испортилась: подул ветер, пошел холодный дождь.
Туристы разложили на траве своё имущество: палатки, рюкзаки, спальные мешки.
4) В лесу я увидел неожиданную картину: на опушке стоял лось.
8. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
1) Нас предупредили заранее, остановок в пути не предвидится.
2) Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось совсем 1) немного.
3) Кончится дождь – небо вновь наполнится голубизной и светом.
4)В тихие июльские дни краски все светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательности и нежности.
9. Найдите соответствие схеме . (Знаки препинания в предложениях не расставлены): [ условие ] – [ ] .
1) Дубровский между тем лежал в постели уездный лекарь не совершенный невежда успел пустить ему кровь.
2) На клумбе белели ромашки синели незабудки.
3) Глубже пахать больше хлеба видать.
4) Павел мгновенно почувствовал наконец-то подул долгожданный южный ветерок.
10. Найдите соответствие схеме . (Знаки препинания в предложениях не расставлены): [ ] ; [ ] .
1) Дубровский между тем лежал в постели уездный лекарь не совершенный невежда успел пустить ему кровь.
2) На клумбе белели ромашки синели незабудки.
3) Глубже пахать больше хлеба видать.
4) Павел мгновенно почувствовал наконец-то подул долгожданный южный ветерок.
.
В Морфемно-орфографическом словаре Тихонова эти слова разобраны так:
большущую - больш-ущ-ую корень суффикс окончание, основа большущ-
погрыз - по-грыз приставка корень, нулевое окончание, основа погрыз-
щекоталась - щекот-а-л-а-сь корень суффикс суффикс окончание постфикс, основа прерывистая (суф. -Л- в нее не входит): щекота...сь
решительно - реш-и-тельн-о корень суффикс суффикс суффикс, основа - решительно
встал - в-ста-л приставка корень суффикс, нулевое окончание, основа вста-
сжал - с-жа-л приставка корень суффикс, нулевое окончание, основа сжа-
рассказать - рас-сказ-а-ть приставка корень суффикс окончание, основа рассказа-
Смотрю на картину И. Билибина " Иван -Царевич и Лягушка - квакушка". На ней запечатлен удивительный эпизод : царский сын поднял стрелу на зеленом, подернутом ряской болоте, заметив его в лапках у квакушки.На лице его недоумение, ибо трудно представить себя в роли мужа лягушки. Но идти против воли отца нельзя.
Иван - в русском богатом костюме, по которому можно понять, что он - царского рода. На нем длиннополый узорчатый кафтан, подпоясаный нарядным шарфом. На голове - коричнево- красный убор с золотой каймой.За поясом- нож.. В руках- лук, из которого вылетала стрела, пойманная лягушкой.
Лягушка - обычная, зелененькая, с коричневыми пятнышками. Она вопросительно глядит на Ивана и пытается угадать, какое решение примет царский сын. Вокруг него и квакушки - болото с изогнутыми березками. Посередине стоит Царевич в изумрудных сапогах.
На серо-голубом небе можно увидеть прощальный полет уток. Осень.Листва желта.Краски художник использовал разнообразные и яркие, поэтому картина напоминает вышитый чародейкою ковер.
Картина рождает чувства добрые и напоминает детишкам о том, какие события происходили в русской народной сказке. Посмотрев такие же полотна, можно легко пересказать всё произведение. Ребята могут также представить себе не только как выглядят герои, но и взять в руки кисти и холст и нарисовать своего Царевича или Лягушку.