1. Найдите фразеологизмы. Что они обозначают? Спишите, подчеркнув фразеологизмы как члены предложения.
1. Бегать босиком он уже сч...тал ниже своего достоинства и в любую погоду носил тяж...лые охотнич (? ) и отц..вские сапоги. (А. Мусатов.) 2. В трёх верстах от станци.. стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вым...чил меня до последней нитк (А. С. Пушкин.) З. Я опять остался один на один с Семёновым, который тяж...ло дышал и (не) мог собрат (?)ся с силами, чтобы заговорить. (И. Кущевский.) 4. Л. .биринт, заросший тр..вой, остался теперь позади, и мы могли радоват (?)ся, что отделались так дёш..во. (В. Арсеньев.) 5. Как же это ты? Язык заплёлся или голова (не) в..рила? Ведь ты же этот предмет как свои пять пальц...в зна..шь! (В. Осеева.) 6. За ноч(?) в старой могилёвской типографи.. с грехом пополам св...рстали и выпустили оч..редной номер фр..нтовой г..зеты. (К. Симонов)
2. Запишите синонимы-фразеологизмы со следующими значениями: опытный человек, темно, до конца, много, наказывать.
Дать нагоняй, с три короба, ни зги не видно, хоть пруд пруди, от корки до корки, разделать под орех, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, снять стружку, стреляный воробей, намылить голову, хоть глаз выколи, непочатый край, от доски до доски.
3. Запишите антонимы-фразеологизмы к данным фразеологизмам.
Коломенская верста, ни зги не видно, заваривать кашу, через час по чайной ложке, гладить по шерсти.
М а т е р и а л д л я с п р а в о к: хоть иголки собирай, единым духом, от горшка два вершка, расхлёбывать кашу, гладить против шерсти.
4. Составьте с данными сочетаниями слов по два предложения: в одном используйте сочетание как фразеологизм, а в другом — как свободное словосочетание. Подчеркните фразеологизмы как члены предложения.
Идти в гору, сдавать в архив, откуда ветер дует, встать на ноги, завилять хвостом, отвести глаза, проглотить пилюлю, смотреть в рот.
5. Спишите предложения, одной чертой подчеркните слова с различным лексическим значением, двумя – разные формы одного и того же слова с корнем - весн-.
1. Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны…
(В.Жуковский.)
2. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
(А.Плещеев.)
3. Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая
Весенняя москва.
Еще не запыленная
Зеленая листва.
(А. Барто.)
дожди, апрель теплеет.
Всю ночь- туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет…
1.Я ехал один на стареньком видавшем(Д) виды «Москвиче» и боялся, что за Уралом встретит меня выжженная(С) трава, тучи горько-соленой пыли и зной.2. Суслики, стоявшие(Д) на часах, заслышав мотор, бросились в густую траву.3.Совсем стемнело.Вдруг вместе с прохладным ветерком донесся откуда-то чуть различимый(С) горький запах костра.4. Широкий паром, приткнувшийся(Д) к берегу, казался морским чудовищем.5. В неровном свете костра шалаш, сложенный(Д) из камыша, был похож на огромную задремавшую(Д) птицу.
Объяснение:
Встретит – глагол.
1. (Что сделает?) встретит.
2. Н.ф. – встретить; сов.вид, перех., 2 спр.; изъяв.накл., ед.ч., буд. вр., Зл.
3. (Что сделает?) встретит
На картине Сурикова «Взятие снежного городка» изображены люди, которые веселятся и играют в снежки.
Здесь изображена старинная игра, в которую играли в последний день масленицы. Строили крепость из снега , затем обливали водой, которую в шуточном бою нужно было «взять». Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Они делились на две команды:«всадников» и «защитников». Победившего , угощали вином, а тех кто проиграл - купали в снегу. На эту шуточную забаву пришло посмотреть много народу. Мы замечаем, что народ одет нарядно , все рады празднику . Картина написана яркими, сочными красками. И поэтому, выражения лиц людей, с раскрасневшимися на морозе щечками, кажутся нам еще веселее. Сама картина поднимает настроение , и нам передается жизнерадостность и оптимизм этих людей.