1.Найдите корни в следующих словах: 1) пешеход
2) заочный
3) искусство
4) тренировочный
5) прескверный
а) пеше,ход, б) пеш(е)ход, в) ше,ход;
а) заоч, б) очн, в) заочн, г) оч;
а) искусств, б) искус,
в) кус;
а) трен,
б) трениров, в) тренир;
а) сквер,
б) скверн, в) пресквер;
а) 1,3,6,7; б) 2,4,5,6,7; в) 1,4,6,8; г) 3,6,7;
д) 3,4,7,8; е) 1,2,5,6.
6) варенье
7) внимательно
8) показания
9) проволока
10) надбавка
а) вар,
б) варен, в) варень;
а) вним,
б) внимат,
в) ним,
г) вниматель;
а) показ, б) каз, в) казан;
а) провол, б) вол,
в) волок;
а) надба, б) надбав, в) бав
2.Сделайте морфемный анализ следующих слов:
1) замысел,
2) истязать,
3) направление, 4) преодолеть, 5) донага,
6) свидетель,
7) раковина,
8) понедельник, 9) нелепый,
10) наука.
3. Каким из морфологических образованы следующие слова:
1) киевлянин,
2) надрезать,
3) впустую,
4) зарплата,
5) безумный,
6) самообслуживание, 7) вертолётчик,
8) левобережный,
9) городской,
10) бабушкин.
4. Определите, какой частью речи являются попарно выделенные слова.
30
1 Учащиеся распущены на каникулы.
2 Школьники, учащиеся в старших классах, готовятся к экзаменам.
3 Отвечай прямо.
4 Портрет отличный. Ты здесь прямо как вылитый.
5 Позови меня в даль светлую.
6 Любви конец, кто на три года вдаль уедет.
7 Уезжая, он просил хоть на время приютить его жену. 8 Хоть честный человек, хоть нет, нам все равно.
9 Было темно, я не мог путем разглядеть человека, сидящего рядом.
10 Путем подражания взрослым у него выработались некоторые приемы.
11 Все в мире относительно.
12 Я должен исполнить свой долг относительно наследников.
13 Недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана. 14 Он согласился отдать рукопись, но не даром.
15 Пускай послужит в армии.
16 Пускай мы устали, но удовольствие получили огромное.
17 В трудных ситуациях он действует решительно. 18 Решительно ни в чем нельзя на него положиться.
19 Решительно, Грушницкий ей надоел. 20 К нам приходит решительно всякий.
21 Я огляделся окрест.
22 Пленник один окрест аула бродит.
23 Все отправились в город, за исключением доктора. 24 За исключением из полка последовала ссылка.
25 Никто на свете не был мне ближе Дельвига.
26 Но ближе к милому пределу мне все хотелось почивать.
27 До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага. 28 Думали, что убился до смерти.
29 Трое в лодке, не считая собаки. 30 Сунул деньги, не считая.
31
31 Что день грядущий мне говорит?
32 Увидишь ты, что счастья и не надо было.
33 Равнодушно жду бури. 34 Сердце уже равнодушно.
35 Людская речь в один язык сольется. 36 Во мраке храма одни лампады горят.
37 Выйдет по-моему.
38 По моему расчету мы скоро выйдем к реке.
39 Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли?
40 Я вернулся под навес посмотреть, есть ли у лошадей корм.
Правила выбора чередующихся гласных:
Корни, в которых гласная зависит от ударения:
гар – гор (ударная «а», безударная «о»: перега́р, подгоре́ть), зар – зор (ударная «а» или «о», безударная «а»: зо́ри, за́рево, заря́), клан – клон и твар – твор (ударная «а» или «о», безударная «о»: покло́н, кла́няться, поклоне́ние; тво́рчество, творе́ние);
Корни, в которых гласная зависит от суффикса:
бир – бер, дир – дер, тир – тер, пир – пер, мир – мер, жиг – жег, стил – стел, блист – блест и блесн, чит – чет (если после корня -а-, то пишем «и»: забирАть – заберу, зажигАть – поджег, блистАть – блестки), кас – кос (если после корня -а-, то пишем «а»: касАться – прикосновение);
Корни, в которых гласная зависит от следующего за ней согласного:
раСТ, раЩ – роС (зараСТать – нараЩивать – подроСший), скаК – скоЧ (прискаКать – перескоЧить), лаГ – лоЖ (предлаГать – предлоЖение).
Исключения: отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов; скачу, скачи, скачок;
Корни, в которых гласная зависит от значения слова:
равн – ровн ( «а» в словах со значением «одинаковый», «о» в словах со значением «прямой»: приравненный, уравнение – ровный, выровнять), мак – мок («а» в словах со значением «окунать, погружать во что-то», «о» в словах со значением «пропускать жидкость»: макать – промокнуть).
Исключения: уровень, равнина, ровесник, поровну.