1. найдите сложноподчиненное предложение. а. истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.. б. мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк. в. аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду. г. кто пахать не ленится, у того хлеб родится. 2. прочитайте предложение. только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. придаточное предложение в нем стоит… а. перед главным предложением б. после главного предложения в. в середине главного предложения 3. сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением. войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города. 4. составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени. я учился в школе. мой брат уже работал на заводе. 5. сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным. кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком. 6. определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут. а. придаточное сравнительное б. придаточное условия в. придаточное времени 7. найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места. а. это и была школа, куда меня направили. б. я знал, куда меня направили. в. я приехал туда, куда меня направили. 8. какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ? а. чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, скудными знаниями. б. труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд. 9.какая схема соответствует предложению. внимательно прочитав все написанное пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал? а. [ ], ( ), ( ). б. [ ], ( ), ( ). в. [ ], [ ], ( ), ( ). 10. в каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а. в то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками. б. слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка. в. я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я с ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. 11. спишите предложение, расставьте знаки препинания. я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину. 12. придумайте начала и запишите полученные предложения. а. …, что чуть не упал в воду. б. …, будто долго жила в . 13. допишите сложноподчиненное предложение. укажите вид придаточного. а. я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось… б. лишь только появилась первая трава,… в. я так долго не получал писем от своего друга,… г. я расскажу о книге,…
Б. после главного предложения...Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, (как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги).
Когда я вошел комнату, увидел брата, приехавшего из города.
Когда я учился в школе, мой брат уже работал на заводе.
Несмотря на то что Кулибин не получил специального образования, он был одаренным механиком.
Когда командир не робеет ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ ? , бойцы за ним в огонь и в воду пойдут. Б.
В. Я приехал туда, КУДА ? куда меня направили. С придаточным места.
( ), [ ], ( ) ?
А.( Чем больше знает человек), [тем сильнее он видит поэзию земли там], (где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.)
[Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься], (что он не успел рассказать нам и сотой доли того), (что превосходно видел и знал?)
А. [ ], ( ), ( ) ?
В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что, если я с ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. ( Нет второй части союза - ТО).
11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Я накинул на плечи шинель, потому что озяб от голода и усталости, несмотря на то, что был теплый день, и пошел искать свою машину.
12. Я так близко подошел к барьеру, что чуть не упал в воду. Катя утверждала, будто долго жила в Англии.
13. 13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.
А. Я посмотрел в окно и увидел, как Олег приближался к машине, ( изъяснит. ) и мне показалось ( изъяснит. ), что он это делал слишком быстро.
Б. Лишь только появилась первая трава, коровы стали пастись на лугу. С придаточным времен.
В. Я так долго не получал писем от своего друга, что даже стал скучать о нем. С придаточным образа действия.
Г. Я расскажу о книге, которую читаю. С придаточным определительным.