1. найдите сложные предложения. a. мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин. б. стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 . b. приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь. г. думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. д. человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным. е. учитель, проверив тетради, раздал их ученикам. 2. укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены). a. придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое. б. и ветер дул и туча росла и глухо ворчала. b. и скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. г. в комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок. д. сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад. е. солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом. ж. григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём. 3. найдите, в каких примерах части ссп связывает соединитель¬ный союз. а час, другой, а мальчик всё не возвращался. б. не только взрослые, но и дети работали в саду. в. не то скрипнула дверь, не то мне это показалось. г. он никогда не плакал, зато временами находило на него . д. месяца не было, звёзды тоже не светили. е. ветер усиливался, но мы этого не замечали. ж. ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. 4. укажите ссп, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены). а. сейчас брызнет майский дождь и начнётся весенняя гроза. б. сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться. в. звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. г. за телегой шёл солдат и бежали густые толпы народа. д. стонут орлы и поблекла трава в сентябре. е. отец любил порядок и порядок любил его. ж. совсем стемнело и в темноте мы скоро потеряли товарищей. 5. найдите ссп, в которых есть пунктуационные ошибки. а. сыплет дождик большие горошины, рвётся ветер, и даль нечиста. б. вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина. в. тяжёлые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря. г. отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля. д. в россии багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжёлых орудий раскат. е. по морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. 6. укажите предложение, которое соответствует схеме [ ] и [ ] (знаки препинания не расставлены). а. по улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины. б. год проходит и фёдор возвращается домой. в. остап уже занялся своим делом и давно отошёл к куреням. г. с востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой. 7.выберите правильный ответ. укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам: а) б) в) г) рез…денция е и е и пр…тензия е е и е пр…оритет и и е е пр…вилегия е и е и 9. укажите предложения с грамматическими ошибками. а. на свободу народа пыталось посягнуть множество врагов. б. никто из пришедших не поздоровался с ней. в. разведчик не раз побывал в тылу врага. г. на конференции состоялся обмен мнений. д. большая сила воли была характерна для этого героя. е. от него не было ни слуха ни духа. ж. его вклад в работу был существен.