1. Найдите все дополнения, подчеркните их, укажите падеж и вид дополнения (прямое или косвенное). Старик ловил неводом рыбу.
Спорить с ним я никогда не мог.
После проделанной работы мы испытывали радость.
2. Подчеркните все определения, задайте к ним вопрос от определяемого слова. Укажите вид определения (согласованное или несогласованное).
Она была связана дружбой с юношей из школы.
Под мышкой он нёс какой-то узелок.
В лесу раздавался крик лося.
3. Подчеркните приложения, поставьте дефис там, где нужно.
Сугроб(красавец)ярко поблёскивал под лучами солнца.
По реке(Енисей) туристы совершили организованный сплав.
Девочка(подросток) ответила на заданный вопрос.
Владимир(город) очень красивый.
Рак(отшельник) прячется в иле.
4. Подчеркните обстоятельства, задайте к ним вопрос, укажите вид обстоятельства.
Голубые глаза глядят ровно и спокойно.
Днём зверь лежит где-нибудь в чаще.
Он был весьма удивлён.
Вопреки его совету он продолжил путь.
5. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите графически причастия и деепричастия.
Лист..пал заверш…н. Раздетый лес пот…мнел и просматр…вался наскво…ь. Старые дубы сбросили старую л…ству обн…жив корявые сучья раскидалим ж…луди на загрубевшую землю.
ДАМ
Вглядитесь в картину «Цветы, фрукты, птица». Как легки краски, какую гармонию в окружающем мире создает художник. Картина незамысловата по своему сюжету. Но как она прекрасна. Центральное место занимает ваза с бело-розовыми цветами. Лишь один цветок нежного желто-коричневого цвета. Но он не вносит в букет диссонанс, напротив, дополняет его, придает какую-то особую прелесть. На цветах видна каждая тычинка. Продолговатые листья изящно изогнулись, обнимая прекрасные соцветия.
Вода в вазе чистая и прозрачная. Четко виден в ней каждый стебелек. Также прозрачны ягоды красной и белой смородины, лежащие перед вазой. Сквозь тонкую сочную мякоть можно разглядеть даже зернышки семян. Мир природы чист и прекрасен. Хочется сказать словами Н.А. Некрасова: «Нет безобразья в природе…».
Вокруг вазы лежат красные яблоки, чуть в стороне – большая кисть винограда, сорванная вместе с лозой. Все это настолько свежее, что на лозе еще не завяли листья, а усики как будто ищут, за что можно зацепиться, чтобы подняться вверх, к яркому солнцу. Солнца нет на картине, но желтый фон создает впечатление яркого солнечного дня. Этому же и порхающие у фруктов бабочки. По яблоку ползет какой-то жучок. На ветку винограда примостилась диковинная птичка. Она внимательно следит за чем-то на яблоке. Может быть, выжидает, когда из своего убежища выползет червячок.
Ф.П. Толстой не стал помещать цветы и фрукты на какой-либо предмет. Они как бы парят в пространстве, отчего создается впечатление удивительной целостности живой и неживой природы, единства и неповторимости мироздания. Лишь разрезанное яблоко напоминает о присутствии в этом мире человека. Но он не нарушает общей гармонии.
Картина Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птичка» наполнена светом и неизъяснимой прелестью. Все это согревает душу теплом, которое излучает каждая травинка, каждый даже самый маленький цветочек, яркая бабочка или стрекоза.
Орфограмма: "Суффиксы -ИК-, -ЕК-".
Если при склонении слова (в родительный падеж) гласная не выпадет, пишется суффикс -ИК-: тёплый дождик (дождика); золотой ключик (ключика); яркий зонтик (зонтика); берёзовый листик (листика); яркий фонарик (фонарика); милый букетик (букетика); забавный хвостик (хвостика).
Если гласная выпадает → пишется -ЕК-. Сочетания со словами, в которых пропущена Е:
носовой платочек (платоЧКа)
кусочек (кусоЧКа) торта
твёрдый орешек (ореШКа)
душистый горошек (гороШКа)
забавный котеночек (котеноЧКа)
мягкий комочек (комоЧКа)
мой маленький ящичек (ящиЧКа)
Задание: Придумай предложения с этими сочетаниями.
Бабушка мне подарила красивый носовой платочек.
Я взял себе ещё один кусочек торта.
Папа никак не мог расколоть этот твёрдый орешек.
У нас на даче растёт душистый горошек.
У моей подружки живёт забавный котёночек.
Пушистый мягкий комочек лежал у меня на руках.
Мой маленький ящичек вмещает много безделушек.