1. Найти глаголы, определить их наклонение, выделите окончания.
1.Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы.
2.Я сыграл бы на рояле, коль умел бы.
3.Если я был бы маленький-маленький гном, я б умывался каплей дождя.
4.Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.
5.Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы.
6.Вытрите пыль с письменного стола.
7.Пожар снежком не погасишь.
8.На печи не храбрись, а на поле не трусь.
9.Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет?
2. Образовать от глаголов формы трёх наклонений.
Образец: РАБОТАТЬ – работает, работай, работал бы
СРАЖАТЬСЯ, ЛИКОВАТЬ, УЧИТЬ, СТРОИТЬ.
3. Запишите глаголы и вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.
(Он) подыщ.т работу, (он) дополн.т ответ, дыш.тся легко, засе.шь поле, обкле.шь обоями, вытр.шь насухо, колыш.тся знамена, народ бор.тся, снег та.т, все завис.т от обстоятельств, брод.шь по аллеям, он ненавид.т ложь, сказанного не ворот.шь, ты все мож.шь, солнце гре.т, окно заиндеве.т, слыш.шь все шорохи, хоч.тся выиграть, льды та...т, собаки ла...т, они ма...тся, они пил...т, они обид...т, вихри ве...т, вы дыш...те, ты крикн...шь, он брызж...т, мы обид..м, вы верт..те.
2)Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось. (Л.)
3) На мысли, дышащие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.)
4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берёз. (Л.)
5) Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. (Л.)
6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды. (П.)
7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, режущий глаза свет. (С.-М.)
8) Добываемый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.)
9) Пышущее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.)
10) Время от времени впереди на полотне появлялся машущий флажком связист. (А. Н. Т.)
11) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
Страдательные: колеблемые, озаряема,
отражённый, добываемый
Действительные: трепещущим, дышащие, ночующий, белеющих, дремлющие, режущий, приставшего, пышущее, машущий, скачущей.
Что такое духовная жизнь человека? В чем проявляется духовность человека? Каким должен быть духовный человек? Именно эти вопросы поднимает в своем тексте С. Соловейчик.
Повествователь рассуждает над поднятым вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Автор заметил, что даже развитые люди убеждены в том, что «жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни». По всей видимости, это противоречит его представлениям о духовной жизни, и он включает в свой текст отрывок из «Пророка». В наше время, если человек не имеет образования, то его считают необразованным и некультурным , но писатель утверждает обратное, что огромное количество таких людей обладают «высочайшей силой духа». Проблема, выдвинутая автором, может заставить читателя лучше понять себя и окружающих.
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: «Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям».