(1)Не зря певчих птиц певчими назвали. (2)Знали люди, что делали. (3)Певчие птицы поют старательно, серьёзно, самозабвенно. (4)Песня для них не шутка: песней они утверждают себя. (5)Что могут сказать о тебе другие, если сам ты о себе ничего не можешь рассказать? (6)Вот птицы и говорят о себе песней. (7) Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! (8)Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. (9) Кружит жаворонок над чистым полем, кружит и всё поёт да поёт. (10)Если поёт значит, он весел, значит, существует. (11)Это просто и ясно, но всё это надо повторять и повторять. (12)И певчие птицы повторяют. (13) Зяблик в рассветный час натощак может спеть целых триста песен: не пьёт и не ест, всё поёт! (14) А потом, подкрепившись каким-нибудь жучком или мухой, споёт до вечера ещё тысячи две с половиной песенки. (15)Он поёт Значит, занял своё место под солнцем, нашёл уютный уголок для гнезда, значит, он теперь не бездомный бродяга. (16) Пуще зяблика заливается лесной конёк: от зари до зари успевает спеть аж три тысячи восемьсот песен! (17)И не охрипнет, и горлышко не прополощет. (18)И так всё лето поёт: «Я пою, я жду – прилетай!» (19)Тысячи тысяч песен гремят по лесам, тысячи тысяч — в полях. (20)Над болотом, над лугом, в степи. (По Н. Сладкову) Какая из певчих птиц по мнению автора текста поёт больше всех песен От зари до зари
А1 Найдите неправильное утверждение.
Б) союзы не являются членами предложения.
А2.В каком предложении зато является союзом и пишется слитно?
2. Учение не попал в кино, за (то) встретился с друзьями.
А3. В каком предложении тоже является союзом и пишется слитно?
1. Все написали работу, я то(же) написал.
А4. В каком предложении чтобы является союзом и пишется слитно?
3. Он хотел, что(бы) все подчинились ему.
А5. Расставьте правильно запятые в данном предложении.
От страшной обиды(1) сердце в груди (2) не то окаменело (3) не то исчезло из груди (4) не то просто перестало биться.
Г) 2,3,4
А6. В каком предложении употреблено союзное слово?
4. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.
А7 Составьте сложноподчиненное предложение с союзным словом.
Мы подошли к дому….
1) когда огни уже погасли
А8. В каком предложении неправильно расставлены запятые?
2. Я, конечно, догадываюсь зачем ты хотел сюда приехать.
А9 найдите предложение с простым союзом.
2. В степи все открыто, зато у всех на виду.
А 10 Укажите предлоги.
2 (в)следствии найдены ошибки
3. сходи (за) тем пособием
А 11 Укажите предлоги, которые пишутся раздельно.
3. ( в) продолжении недели
4 говорил( в) течение урока
А12. Спишите, расставьте знаки препинания, укажите части речи.
Они закричали, мы также начали кричать. Мы хорошо произнесли одно и тоже. Я сама думала тоже, что и вы. Я много работал, зато потом хорошо отдохнул. Он поехал с нами, чтобы поговорить о делах. От того большого камня было недалеко до дома. Также, как и вчера на площади суетились люди. Охотники промокли и так устали, что решили отдохнуть. Природе надо, чтобы её любили. Поэтому берегу идти опасно. Вы не должны судить меня, потому, что я сделал.
I. Расставьте недостающие знаки препинания, выпишите простые предложения.
1. Лошадь с трудом вытаскивает ноги, и скрипят поводья. Мысли его казались мне капризно и даже нарочито изломанными. Ветер шевелил листья, и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики.
2. Далеко в горах выпал снег, и высокая луна магически блистала. Матери вздыхали и подносили к глазам платочки. Проворный витязь отлетел, и в снег с размаха рокового колдун упал.
3. День выпал теплый, и кое-где зардела рябина. Я начал учиться читать и писать, и меня тянула к себе мудрость людей, скрытая в книгах. Потом я очутился дома и, будто сквозь сон, помню, шел с отцом на кладбище.
4. Я не согласился с его оценкой, и это несколько раздражило Льва Николаевича. Пришел он из армии, работает третий год и пользуется авторитетом. Ростов поглядел на курносого парня, и мороз пробежал по его спине.
5. Игорь Тимофеевич живет в Москве и уже заслужил какую-то медаль. В лесу было тихо, и ни одна птичка не шевелилась. Весь день грузили военные телеги, и поздно ночью обоз ушел.
II. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите соответствия.
1. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в своей стихии. - Г
2. Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увел своего гостя в комнату. ССП без общего ВЧП - А
3. Он ослабел и не может держаться на ногах. - Б
4. Когда таял снег в степи или проливался хороший дождь, от глины река долго была красной. - В
5.Там, где пробегала текущая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на его хребтине долго лежала чернеющая тропа. - Ж
6. Я готов ждать сколько угодно. - Д
7. По мере того как Дант становился не по плечу публике, его обволакивали все большей таинственностью. - Е
А. Сложносочиненное предложение без общего члена.
Б. Простое предложение с однородными членами.
В. Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными.
Г. Сложносочиненное предложение с общей вводной конструкцией.
Д. Простое предложение с устойчивым оборотом, похожим на придаточное предложение.
Е. Сложноподчиненное предложение с союзным сочетанием в роли союза.
Ж. Сложносочиненное предложение с первой частью – сложноподчиненным предложением.
III. Дополните предложения общим второстепенным членом предложения. Постройте схемы полученных предложений, графически указывая на наличие общего члена.
За рекой звучно крякнула пролетавшая утка и все притихли.
[ .-.-.- = _ ] и [_ = ].
От ударов дрожали стекла и громыхала железная дверь.
[--- = _ ] и [= _ ].
У озера раздались два глухих выстрела и начало разливаться в тумане мутное пунцовое зарево.
[.-.-.- = _ ] и [ = _ ].
На передовой хлопал выстрел да бухала вдалеке пушка.
[ .-.-.- = _ ] да [= _ ].
В комнате едва желтеет свет да видны фигуры сидящих за столом кондуктора и телеграфиста.
[.-.-.- = _ ] да [ = _ ].
IV. Расставьте недостающие знаки препинания, выпишите бессоюзные сложные предложения, в которых вы поставили двоеточие.
Самгин оглянулся: поле было безлюдно. Здесь росли две ветлы, место было перекопано канавами. На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло. Тьма света не любит - злой доброго не терпит. Начинало светать, река затуманилась, костер потух. Народ нынче сметлив стал, соврать не дадут. Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях деревьев. Ярко пылали костры, их жар доходил до нас через золотую реку дымным теплом. Напролом идут - волос не жалеют. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало. Крыша давно уже не была крашена, стекла отдавали радугой. Посеял карточки в трамвае - садись к заочному столу. Беда не дуда: поиграв не кинешь. Паровоз испуганно посвистывал, леса гудели справа и слева. Молод был - конем слыл.
V. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложения, мысленно опустив слово то. Будьте внимательны к изменению знаков препинания, которое должно отразиться в схеме.
Мечик почувствовал, что если вновь придется отстреливаться, то он ничем не будет отличаться от Ники.
[ ], (что (если ), )
Просека идет такими зигзагами, что если заблудиться в лесу, то никогда не поймешь, в какой стороне находится эта просека.
[ ], ( что ( если ), )