(1)Неряшливость в одежде – это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. (2)Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. (3)Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. (4)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (5)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(6)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённое явление. (7)Оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости, о слабости, а вовсе не о силе. (8)Человек, говорящий грубости, стремится резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (9)Придумывая грубые прозвища учителям, слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (10)Это происходит полусознательно. (11)Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
(12)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани, бесспорно, лежит слабость. (13)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.
(14)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. (15)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
(16)Наш великий язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (17)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (18)Мы можем определить степень интеллигентности человека.
(19)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно. (20)Мы должны прислушиваться, запоминать, замечать, читать и изучать. (21)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С. Лихачеву)
Задание по тексту:
1)Письменно объясните постановку ТИРЕ в 1, 6, 16, 21 предложениях.
2)Выпишите из 14 предложения грамматическую основу, определите вид сказуемого.
3)В 21 предложении укажите синтаксическую роль ИНФИНИТИВА.
4)Из 8 предложения выписать словосочетания с ДОПОЛНЕНИЕМ (косвенным и прямым), С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ (согласованным и несогласованным). Всего 4 словосочетания выписать
5)Выпишите из текста предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Обозначьте его.
На самом деле Казахстан – это «степная Швейцария», только огромная по территории. В нашем государстве соединились несколько разнообразных и колоритных народов и культур. И это прекрасно.
Казахстан также имеет огромные запасы ископаемых природных ресурсов: нефти, природного газа, урановой руды, угла, свинцовой руды, золота и других. Недра казахских земель содержат почти всю таблицу Менделеева, которая служит на пользу людям. Но я надеюсь, что будущее нашей страны будет зависеть не только от успешной добычи этих богатств. Все-таки это вредит экологии. Казахстан имеет еще колоссальные запасы природных ресурсов для добычи альтернативной энергии, например, ветряной или солнечной. Казахстан – это широкие степи, сильные ветры, бескрайние, нагретые солнцем пустыни.
Еще мне хотелось бы, чтобы в стране развивались высокие технологии: информационные, например. Чтобы люди жили с большим комфортом, с удобствами, но при этом не забывали о природе, не уничтожали ее.
Я желаю своим землякам в будущем еще больше развить культуру, отказаться от многих вредных привычек. Стать более свободными, более просвещенными и образованными, меньше бояться и знать свои права. Тогда всем в стране станет легче жить. И конечно, побольше бы нам в будущем людей среднего достатка, а поменьше очень богатых и очень бедных.