(1)Ночью было видно, как горел Ленинград. (2)Издали пламя казалось безобидным и крохотным. (3)Первые дни мы гадали и спорили: где пожар, что горит — и каждый думал про свой дом, но мы никогда не были уверены до конца, потому что на горизонте город не имел глубины. (4)Он имел только профиль, вырезанный из тени месяц октября, затем ещё, ещё… (6)Город всё ещё горел, и мы старались не оглядываться. (7)Мы всё так же сидели в окопах под Пушкином. (8)Передний край немцев выступал клином, остриё клина подходило к нашему взводу совсем близко, метров на полтораста. (9)Когда оттуда дул ветер, слышно было, как выскрёбывают консервные банки. (10)От этих звуков нас подташнивало. (11)Сперва казалось, что к голоду привыкнуть нельзя. (12)Но теперь это чувство притупилось, во рту всё время ныло. (13)Дёсны опухли, они были как ватные. (14)Шинель, винтовка, даже шапка становились с каждым днём всё тяжелее. (15)Всё становилось тяжелее, кроме пайки хлеба.
(16)И ещё мы слышали голоса немцев. (17)Отдельные слова.
(18)Были слова, которые почему-то доносились к нам целиком.
(19)Когда-то я любил немецкий язык, мне он легко давался. (20)Наверное, у меня была хорошая память. (21)А может, у меня были Елена Карловна ходила между партами — милая, чистая старушка с лиловыми щёчками. (23)«Уберите свои грязные ноги». (24)Ботинки у меня всегда были грязные. (25)И сейчас сапоги тоже грязные, в обмёрзлой глине.
(26)Кирзовые сапоги промерзали насквозь. (27)Пальцы на правой ноге болели, обмороженные. (28)Я шагал, ступая на пятку. (29)У хода, ведущего к землянке, мы встречались с Трущенко, медленно поворачивались и шли обратно, каждый по своему участку. (30)На таком морозе нельзя было останавливаться. (31)У Трущенко тоже были обморожены ноги и руки. (32)Нам полагались валенки. (33)У нас во взводе была одна пара валенок. (34)Мы отдали её Максимову. (35)Он добывал мороженую картошку. (36)Откуда он её выкапывал, неизвестно. (37)Он уходил с вечера и возвращался с несколькими картофелинами. (38)Никогда я не слыхал, чтобы снег так громко скрипел. (39)Он вопил под ногами зимой мы уезжали в Кавголово кататься на лыжах. (41)Мокрый снег шипел под ногами, не было никакого скольжения, и мы мечтали о морозе.
(42)Неужели всё это было? (43)И я спал в постели на и мать утром будила меня.
(44)Я пошёл назад. (45)Я шёл, держась за мёрзлые стены окопа, потому что кружилась голова.
(46)Какое отношение я имел к тому парню, который учил этот проклятый немецкий язык, ходил на лыжах, носил полосатую футболку, ездил трамваем в институт? (47)Никакого отношения я к нему не имел. (48)Мы были совсем чужие люди. (49)Я знал всё, что он делал, но никак не мог понять, почему он так делал и почему он так жил. (50)А он и вовсе не знал меня отдиралось слоями, как капустные листья. (52)Неужели, если я выживу, я опять стану другим и всё это — окопы, голодуха — останется лишь воспоминанием о ком-то, кто воевал под Пушкином?
(53)Мы свернули с шоссе. (54)Утренние следы наши замело, снег лежал снова пушистый и ровный, как будто никто тут никогда не ходил.
(55)– А ты не боишься? — с я Максимова.
(56)– Мне-то чего бояться?
(57)– А я боюсь… (58)Нет, я другого боюсь, — сказал я. (59)– Что потом забудут всё, вот чего боюсь…
(По Д. Гранину)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Рассказчик в отрывке из повести „Мой лейтенант” — это, безусловно, сам автор — Даниил Гранин, молодым лейтенантом попавший на фронт под Ленинградом в первый же год войны. Детали тяжёлого солдатского быта, холод и голод навевают рассказчику воспоминания о мирной жизни. И многие во заданные им себе самому, так и остаются без ответа. Но не должен остаться риторическим самый главный во чего же он боится больше всего, ответ на который обращён скорее к нам, потомкам. Достоверность описываемым событиям придают своеобразные черты авторского стиля, среди которых как лексические средства выразительности — (А) («выскрёбывают» в предложении 9, «голодуха» в предложении 52) и троп (Б) («чувство притупилось» в предложении 12, «снег шипел» в предложении 41), так и синтаксические — (В) (предложения 42, 52) и яркая образная (Г) (предложения 38–39)».
Список терминов:
метафоры
восклицательные предложения
градация и разговорная лексика
фразеологизмы
цитирование
лексический повтор
вводные слова
риторические во
2) Мы радостно вчитываемся в пушкинские строчки, озарённые любовью ко всему миру.
3) Крепко пришитые медные пуговицы со звёздочками с трудом пролезали в тесные петельки.
4) Внизу проплывали сопки,покрытые розовым снегом и забрызганная синеватыми каплями озёр земля.
5) Подрезанные серпом колосья тяжело падали на тёплую землю, согретую солнцем.
6) Для чуткого охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу.
7) Художник подошёл к висевшей на стене картине, и бережно провёл по ней рукой.
8) Пахнет слегка подтаявшим снегом рано пришедшей в эти края весны.
9) На долгом историческом пути, пройденном человечеством, многие жрецы, учёные и философы занимались медициной.
10) Хороша утренняя песня соловьев, радостно встречающих вместе с другими певчими птицами восход солнца.
2,
умеющего
пройденном
представляет
тесные
Ещё я думаю: в работе медицинской сестры меня привлекает общение с людьми. Ведь с каждым днем я буду узнавать все больше, больше буду участвовать в их судьбе, хотя бы потому, что они доверяли мне свое здоровье и жизнь. Медицинская сестра, на мой взгляд, – самая интересная, нужная и важная профессия. Когда чувствую, что должна сделать что-то полезное для людей, то я понимаю, что я кому-то нужна, а значит, я живу не зря.