1
Обратитесь к нормативным словарям, которые есть в вашей домашней библиотеке
(Интернет, в случае отсутствия таковой). Посмотрите, как расположены словарные
статьи, какие знания мы можем почерпнуть из разных словарей.
2
Выполните предложенную работу, используя научные знания соответствующего
словаря (или словарей).
Работа по повторению орфографии: приставки пре- и при-
Зад.1.Озаглавьте строчки по основному значению находящихся в них слов, вставив
гласные в приставки. Уберите по одному лишнему слову:
Пр--- пр…давать вид ,пр…подавать, пр…обрести, пр…брести еле-еле.
Пр---пр…усадебный, пр…дорожный, пр...вокзальный, пр…цельный.
Пр---пр…одолеть, пр…возмочь, пр…терпеться, пр…ступить закон.
Зад.2. Одну и ту же или разные гласные вставите вы в данные пары слов?
Пр..беднятьсябедный-пр…бедный
Пр…близитьпр…ближенный
Пр…нестипр…поднесенный
Пр…строитьстройный-пр…стройный
Пр…поручитьпр…рученный
Пр…гладить---гладкие-пр…гладкий
Пр…клонить (к земле)пр…клонный (возраст)
Пр…подать (урок)пр…падать (к земле)
Зад.3
Пр…бывать в неизвестности, пр…бывать издалека
Пр…давать значение, пр…давать себя лени
Пр…твориться непонимающим, пр…твориться в жизни
Буквы З и С в приставках.
Зад.4. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания
Мороз бе…жалос?но …жал и ост..новил ..бегающий в речку ручей и
осеннюю грязь …давил и …бил в бе…форменные комья. Ра..детые деревья …
дались и зам…рли в глубоком сне и их черные ветви бе ра…топырились
в темном небе. Бе…пощадные метели и в..юги и…терзали их.
И…томились в снежном плену бе…крайние полей. Ц…почки следов ра…
чертили их во всех напр…влениях и бе…конечные дороги и тропинки ра…бежались
в разные стороны.
От проливного дождя вор промок до нитки, но это не останавливало его. Он замирал лишь тогда,когда небо внезапно озарялось блистающей молнией.
Ростислав надел капюшон: волосы, блестящие от влаги, могли его выдать. Кончиком ботинка преступник стал макать гигантскую лужу и, поняв, что она слишком глубокая,скакнул через нее с разбегу.
Внезапно сзади кто-то прикоснулся к его плечу. Ростислав аж подскочил от страха, потому что увидел прямо перед собой местного участкового. Тот вежливо предложил показать преступнику более освещенный путь. Полицейский предлагал свою до тех пор, пока вор не согласился.
" хватит с меня приключений!Пора бросать грабить. Начну новую жизнь прямо сейчас!" - подумал растроганный заботой совершенно чужого человека Ростислав.
К теме чиновничьего класса русского общества Гоголь обращался во многих своих произведениях. Повесть «Шинель», пьеса «Ревизор» посвящены освещению некоторых аспектов жизни чиновников. Поэма «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя стала обличением праздности, бездушия, взяточничества, казнокрадства чиновников, как губернских, так и петербургских. Они, по мнению писателя, и есть на самом деле «мертвыми душами» в российском обществе девятнадцатого века.
В изображении чиновников всех рангов писатель прибегает к излюбленному приему типизации и овеществления героев. Он не дает индивидуальные портретные характеристики, не останавливается на душевных качествах, а лишь обращает внимание читателя на фраки, затылки, сюртуки.
Все чиновники губернского города NN, начиная от самого губернатора, проводили время праздно, бездельничая. Они не обременяли себя выполнением служебного долга. Собакевич говорит, что «...прокурор праздный человек и, верно, сидит дома, ... инспектор врачебной управы также, верно, человек праздный и поехал куда-нибудь играть в карты, ... Трухачевский, Безушкин — они все даром бременят землю...».
Все губернские чиновники отличаются и умственной ленью, не стремятся к образованию и только некоторые читают из праздного любопытства «Московские ведомости», а многие ничего не читают.
Главной целью своего существования чиновники считают получение наживы от использования своего служебного положения. Полицмейстера называли «магом и волшебником» за умение получать взятки. Стряпчий часто наведывался в гостиный двор за дарами от купцов, которые отмечали, что хоть и берет Золотуха, но зато никогда не выдаст. Даже прокурор мог замять любое дело за отдельное вознаграждение.