1.Определите его основную мысль. 2.Определите тип речи.
Живет в Атырауской области в селе Сарайшык удивительный человек, преданный своему делу и горячо любящий свой родной аул, Молдаш Бердимуратов, директор комплекса «Сарайшык». Его по праву называют хозяином этого удивительного уголка истории. С раннего детства, проявляя интерес к истории родного края, он участвует в первых раскопках, оказывает посильную археологам.
Будучи председателем сельского совета, вместе с учителем истории Молдаш Бердимуратов открывает исторический кабинет в помещении, построенном рядом со школой. В нем находятся собранные по крупицам при раскопках материалы: многочисленные черепа домашних животных, (к примеру, череп верблюда длиной более метра) говорят о том, что в регионе было хорошо развито животноводство и сельского хозяйства, а образцы монет разных достоинств, посуда свидетельствуют о развитии торговли. О развитии строительства можно судить по записи в книге «Омирлик саяхат» первого иностранца, посетившего город в 1334 году, известного арабского ученого-географа, путешественника Ибн Батута: «Я объездил весь мир. Оказывается, Сарайшык - самый крупный город, после Багдада. В нем расположена ханская ставка, блистают своей красой четыре мечети и множество гостиниц. Но меня удивило не это, а система водопроводов. В Сарайшыке вода сама приходит в каждый дом. Увидев это, я был несказанно удивлен».
Вскоре появилась необходимость в открытии музея. В 1999 году в селе Сарайшык Махамбетского района Атырауской при поддержке бывшего акима области Имангали Тасмагамбетова был открыт мемориальный комплекс – «Ханская ставка – Сарайшык». На территории комплекса находятся здание музея, небольшая мечеть и пантеон в честь ханов, в центре которого растет священное дерево – Аулиеагаш.
По словам Молдаша Бердимуратова, каждый год мемориальный комплекс посещает свыше 10 000 посетителей, с которыми он путешествует, работает и продолжает любить свое детище – мемориальный комплекс – «Ханская ставка – Сарайшык»
1. Верное утверждение:
б) союзные слова – самостоятельные части речи
2. Подчинительный союз:
в) поскольку
3. Союзное слово:
г) который
4. Слова, которые могут быть и союзами, и союзными словами:
а) что
в) когда
г) как
5. Предложения, части которых соединяются при союзного слова:
а) Я понятия не имею, СКОЛЬКО вёрст у нас ещё впереди.
в) Никто не понял, ОТКУДА внезапно появился Вася.
6. Предложения, в которых части соединяются при союзов:
а) Вероника не осталась в гостях ещё на пару дней, ХОТЯ её и настоятельно просили.
в) Мы не можем отступить, ПОТОМУ ЧТО за нашими спинами женщины и дети.
г) Он громко вскрикнул, СЛОВНО эта простая истина ударила его в грудь.
7. Предложения, части в которых соединяются при союзных слов:
а) Книжка, ЧТО лежала на столе, так и притягивала его внимание.
б) Мальчик так и не сказал, КТО дал ему волшебную палочку.
8. Предложения, в которых части соединяются при союзных слов:
а) Никто не знает, КОГДА придёт его кончина, и людям нужно радоваться этому.
в) Знать бы мне ещё, КАК выиграть эту шахматную партию!
г) ЧТО случилось с прежде жизнерадостным пареньком, никто так и не понял.
9. Предложения, в которых между частями, в зависимости от интонации, может стоять и союз, и союзное слово.
а) Я видел, ЧТО он ест после работы.
в) Родители наконец поняли, КАК они любят сына.