1. Определите и запишите основную мысль текста.
(1)С давних времён в человеческом обществе существует традиция слабым и обездоленным людям. (2)В любую эпоху, в любой стране всегда находились люди, готовые бескорыстно другим людям, попавшим в трудную ситуацию.
(3)Благотворительная деятельность таких людей со временем привела к появлению понятия «милосердие». (4)Милосердие — искреннее желание приносить пользу людям, не думая при этом о какой-либо награде.
(5)Самые древние примеры оказания ближнему дошли до нас из эпохи первобытного строя. (6)Археологи во время раскопок обнаружили захоронение первобытных людей, которые ещё несколько лет после получения серьёзных травм жили за счёт поддержки своих соплеменников.
(7)Что же такое милосердие? (8)Это слово в русском языке буквально можно понять как «милость сердца», то есть, говоря о милосердии, мы говорим о любви ко всем окружающим нас людям.
(9)Милосердие, проявляемое человеком по отношению к другим людям, делает самого милосердного человека лучше, обогащает его духовно. (10)Человек, стремящийся к развитию, духовному совершенству, не может не быть милосердным.
(11)Чтобы проявить милосердие, надо освободить свою душу от мелочных обид, зависти, злобы, жестокости. (12)Милосерден тот, кто умеет прощать, не выпячивать своё «я», искренне, деятельно делать добро.
(13)Развивать чувство милосердия следует с самого раннего детства. (14)Нравственное воспитание детей начинается ещё в семье, затем оно продолжается в детском саду и в школе. (15)Сначала дети осознают, что такое любовь к родителям и близким людям. (16)Потом они учатся распространять свои добрые чувства на друзей и знакомых. (17)Постепенно в ребёнке формируется и чувство милосердия ко всем окружающим людям.
(По материалам Интернета)
2. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 24–27 текста. Запишите ответ.
3. Как в человеке воспитывается милосердие? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
4. Определите и запишите лексическое значение слова «осознают» из предложения 15.
5. Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 12, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
6. Объясните значение пословицы Лучше горькая правда, чем сладкая ложь, запишите Ваше объяснение.
Своей жизни без спорта я просто не представляю. Мое утро начинается с утренней зарядки, которая дает мне заряд бодрости на весь день. В течение учебной недели в школьном расписании предусмотрены уроки физкультуры три раза в неделю, на которых мы сдаем различные спортивные нормативы и осваиваем игровые виды спорта - волейбол, баскетбол, футбол. После школьных занятий я всегда занимался различными видами спорта – тхеквондо, баскетболом, настольным теннисом. Всегда принимаю участие в спортивных соревнованиях, которые проводятся в школе, спортивных секциях и кружках, а также лагерях отдыха. Последние четыре года я занимаюсь плаваньем. За это время я освоил различные стили плаванья: кроль, брасс, баттерфляй. Сейчас готовлюсь к сдаче нормативов на 1 юношеский разряд по плаванью. Занимаясь различными видами спорта и участвуя в соревнованиях я приобретаю определенные спортивные навыки, уверенность в себе, укрепляю свое здоровье, воспитываю силу воли и волю к победе, знакомлюсь с новыми интересными людьми, с которыми теперь часто общаюсь.
Лосёнок ждал мать всю ночь. Но лосиха не вернулась. Вдруг послышался треск сучьев. На поляну вышли дети лесника. Лосёнок радостно побежал к ним. Девочка робко гладит его головку. А голодный лосёнок начинает сосать поясок её платья. Ребята садятся на траву. Они достают из корзиночки бутылку с молоком. Как накормить детёныша? Из полотняной тряпочки сделали соску. Лосёнок схватил бутылочку мягкими телячьими губами. Нового приятеля назвали Мишкой. Он доверчиво пошел за детьми. Ведь у них такая вкусная еда. Так в сторожке стал жить приёмыш.