1
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
(1)В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья — чёрная лисица. (2)Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. (3)Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.
(4)Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. (5)Чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. (6)Так они и не могли её поймать.
(7) Один молодой зверолов понял эту её хитрость. (8)Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. (10)Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. (12)Стрела попала ему под колено. (13)Эту зиму он больше не охотился. (14)А чёрная лисица так и исчезла.
10. Задание 10 № 38
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Задание 11 № 39
Почему охотники стали охотиться за чёрной лисицей?
12. Задание 12 № 40
Определите и запишите лексическое значение слова «провёл» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Провёл — ...
13. Задание 13 № 41
Определите стилистическую принадлежность слова «кружил» из предложения 11, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14. Задание 14 № 42
Объясните значение фразеологизма «не подпускать на пушечный выстрел», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуа-цию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Не подпускать на пушечный выстрел — ...
[ ,( чтобы ), ]. Это сложноподчиненное предложение с придаточным цели, которое находится внутри главного предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из 2-х частей;
1)главное, двусоставное, распространенное, полное, осложено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
2) придаточное цели, односоставное, безличное, распространенное, полное, осложнено однородными дополнениями.
[ -- =],(что =): сложноподчиненное.
2. Слова у Пришвина цветут, сверкают.
[ -- =, = ]: простое предложение (однородные сказуемые).
Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как лед, то ложатся в нашей памяти медлительным строем.
[ -- то =, то =, то =, то =]: простое предложение (осложнено однородными сказуемыми и сравнительными оборотами).
3. (Если обращаться к примерам из собственной жизни), [то я впервые увидел все разнообразие красок русского ненастья после картины Левитана "над вечным покоем"].
(Если =), [то -- =]: сложноподчиненное.
4. [Я плыл по реке, и вдруг услышал], (как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд).
[ -- =, и =], (как -- = ): сложноподчиненное.
5. [Было так тихо], (будто город вымер).
[ = ], (будто -- =): сложноподчиненное.
6. [Старик называл мне ветер, и следил], (чтобы я правильно записывал его названия).
[ -- =, и = ], (чтобы -- =): сложноподчиненное.