1.Определите и запишите жанры обоих текстов. Укажите по одному признаку каждого жанра. [4]
2. Определите и запишите общую тему текстов. [2]
3.Сформулируйте и запишите основную мысль первого текста. [2]
4.Озаглавьте второй текст так, чтобы в заголовке отражалась основная мысль. Запишите. [2]
5.Определите и запишите, в какой части второго текста говорится о ценности дружбы. Подчеркните это предложение. [2]
6.Укажите одно предложение с прямой речью, рядом начертите схему. [1]
7. Укажите одно предложение с однородными членами, рядом начертите схему. [2]
8. Заполните таблицу глаголами из текстов ( 3)
1 спряжение 2 спряжение Особо спрягаемые глаголы
Прочитайте тексты и выполните задания к ним.
Текст №1.
4 июля. Сегодня ночью наблюдал звездное небо. Заметил нежно светящуюся полосу неравной ширины. Ее беловатый цвет напоминает пролитое молоко. «Это Млечный путь», - сказала бабушка. Решил разузнать побольше.
5 июля. Был в библиотеке. Оказывается, раньше одни ученые думали, что Млечный путь – это скопление пыли и пара. Другие называли его туманностью. Когда построили большие телескопы, выяснилось, что Млечный путь состоит из огромного количества звезд и звездочек. Их так много, что они сливаются в сплошные звездные облака. А современные астрономы доказали, что Млечный путь – одна система, и дали ей название – Галактика (от греческого «галактикос» - молочный).
Текст № 2.
Когда-то давным - давно жила-была одна очень большая и горячая звезда. И в этой звезде жили дружные светлячки. Они вместе пели, танцевали, смеялись и плакали.
Но однажды светлячки поссорились, а из-за чего – никто и не помнит. И не два светлячка поругались, а все. И как только перестали они дружить, так большая звезда – бах! – и разлетелась маленькими звездочками по всему небу.
Долго обижались друг на друга светлячки. И тут один сказал: «Плохо по одному быть, давайте мириться». Помириться-то светлячки помирились, но соединиться в одну звезду так и не смогли. До сих пор они стараются держаться вместе, а нам видны как Млечный путь, словно кто-то из космонавтов пролил кружку молока, которую хотел выпить на ночь.
В больших(мн.ч,П.п.) холодноватых(мн.ч.,П.п.) классах -большой холодноватый класс(ед.ч.И.п.).
В полутёмные(мн.ч.,В.п.) коридоры-полутемный коридор(ед.ч.,И.п.).
Круглое(сред.р.,ед.ч.,И.п. или В.п.) окошко-круглое окошко(ед.ч.,И.п.).
Настоящую(жен.р.,ед.ч.,В.п.) радость-настоящая радость(ед.ч.И.п.).
В праздничные(мн.ч.,В.п.) дни- праздничный день(ед.ч.,И.п.).
Зубного(муж.р.,ед.ч.,Р.п. или В.п.) врача -зубной врач(ед.ч.,И.п.).
Озорная(жен.р.,ед.ч.,И.п.) шутка.
2) Часто сестрица просила меня поиграть с ней, или почитать ей книжку, или рассказать что-нибудь.
3) Матери моей как-то не совсем нравилось товарищество Андрюши, и он начал реже ходить ко мне.
Постоянные признаки местоимений - разряд и лицо; непостоянные - число, род и падеж.
Таким образом:
она - личное, 3 лицо; единственное число, женский род, именительный падеж.
нас - личное, 1 л.; мн. ч., род. п.
с ней - личное, 3 л.; ед. ч., ж.р., тв. п.
ей - личное, 3 л.; ед.ч., ж. р., дат.п.
он - личное, 3 л.; ед.ч., м. р., им. п.
ко мне - личное, 1 л.; ед.ч., дат. п.