1)Определите тему и идею стихотворения. 2)Каким перед читателем предстает океан?
Атлантический океан
Испанский камень слепящ, и бел,
а стены — зубьями пил.
Пароход до двенадцати уголь ел
4и пресную воду пил.
Повел пароход окованным носом
и в час,
сопя, вобрал якоря и понесся.
8Европа скрылась, мельчась.
Бегут по бортам водяные глыбы,
огромные, как года.
Надо мною птицы, подо мною рыбы,
12а кругом — вода.
Недели грудью своей атлетической —
то работяга, то в стельку пьян —
вздыхает и гремит Атлантический
16океан.
«Мне бы, братцы,
к Сахаре подобраться...
Развернись и плюнь —
20пароход внизу.
Хочу топлю,
хочу везу.
Выходи сухой —
24сварю ухой.
Людей не надо нам —
малы к обеду.
Не трону... ладно...
28пускай едут...»
Волны будоражить мастера:
детство выплеснут; другому — голос милой.
Ну, а мне б опять знамена простирать!
32Вон — пошло, затарахтело, загромило!
И снова вода присмирела сквозная,
и нет никаких сомнений ни в ком.
И вдруг, откуда-то — черт его знает —
36встает из глубин воднячий Ревком.
И гвардия капель — воды партизаны —
взбираются ввысь с океанского рва,
до неба метнутся и падают заново,
40порфиру пены в клочки изодрав.
И снова спаялись воды в одно,
волне повелев разбурлиться вождем.
И прет волнища с под тучи на дно —
44приказы и лозунги сыплет дождем.
И волны клянутся всеводному Цику
оружие бурь до победы не класть.
И вот победили — экватору в циркуль
48Советов-капель бескрайняя власть.
Последних волн небольшие митинги
шумят о чем-то в возвышенном стиле.
И вот океан улыбнулся умытенький
52и замер на время в покое и в штиле.
Смотрю за перила. Старайтесь, приятели
Под трапом, нависшим ажурным мостком,
при океанском предприятии
56потеет над чем-то волновий местком.
И под водой деловито и тихо
дворцом растет кораллов плетенка,
чтоб легше жилось трудовой китихе
60с рабочим китом и дошкольным китенком.
Уже и луну положили дорожкой.
Хоть прямо на пузе, как по суху, лазь.
Но враг не сунется — в небо сторожко
64глядит, не сморгнув, Атлантический глаз.
То стынешь в блеске лунного лака,
то стонешь, облитый пеною ран.
Смотрю, смотрю — и всегда одинаков,
68любим, близок мне океан.
Вовек твой грохот удержит ухо.
В глаза тебя опрокинуть рад.
По шири, по делу, по крови, по духу —
72моей революции старший брат.
Повест., невоскл., сост. из двух частей. 1ое простое предложение "С земли еще не сошел снег; 2ое простое пред. "В душу уже просится весна. => Предложение сложное)
2) Неяркая вешняя молния сиганула в теплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
Повест., невоскл., сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из двух частей. 1. Двусост., распр. Основа : молния сиганула ( - = ). Определения : неяркая, теплую, вешняя ( ~ ) . Дополнение: мглу (). 2 . Двусост., распр., осложнено однород. обстоятельствами. Основа : гром прокатился ( -=). Определения : первый трескучий ( ~ ) Обстоятельства : над миром (-.-.-), чисто и смело (-.-.- и -.-.-.) .
Работая над изложениями по произведениям художественной литературы, запоминая речь людей, великолепно владеющих русским языком, вы научитесь отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать.
В процессе изложения текста ученик постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями, а также происходит эмоциональное восприятие и обогащение речи. Изложения учат воспринимать речь на слух. Они обучают слушанию как деятельности.
Изложения учат запоминать. Учёными доказано: если текст специально не заучивать, он удерживается в памяти примерно десять секунд. Что же делать, если информация «стирается» так быстро? Чтобы содержание текста запомнилось и стало понятным, текст нужно проанализировать. Именно это мы и учимся делать, когда пишем изложения. Изложения активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.
>Изложения с творческим заданием не менее ценны чем сочинения, и к тому же они в обучении сочинению. Творческое задание написать продолжение или начало к предложенному тексту, по существу, является заданием написать маленькое сочинение на заданную тему.